Сборник идеальных эссе по обществознанию. Сборник идеальных эссе по обществознанию Инструкция по выполнению работы

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Лунина. Химия (10-11) (баз.)

Линия УМК В. В. Лунина. Химия (10-11) (У)

Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (баз.)

Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (углуб.)

ВПР по химии. 11 класс

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Ответы на задания записывайте в отведённом для них поле. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать:

  • Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рис. 1-3 изображены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Определите, какие из способов разделения смесей, изображённых на рисунке, можно применить для разделения:

  1. крупы и попавших в неё железных опилок;
  2. воды и растворённых в ней солей.

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Решение

1.1. Разделение смеси крупы и железных опилок основано на свойстве железа притягиваться магнитом. Рисунок 3.


1.2. Разделение смеси воды и растворенных солей происходит при дистилляции. Вода при нагревании до температуры кипения испаряется и, охлаждаясь в водяном холодильнике, стекает в заранее приготовленный сосуд. Рисунок 1.


На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.


На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

  1. запишите символ химического элемента, которому соответствует данная модель атома;
  2. запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
  3. определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Решение

На рисунке изображена схема строения атома:


Где показано ядро, имеющее определенный положительный заряд (n ), и вращающиеся вокруг ядра на электронных слоях электроны. Исходя из этого, просят назвать данный элемент, записать номер периода и группы, в которых он расположен. Давайте разбираться:

  1. Электроны вращаются на трех электронных слоях, значит, элемент находится в третьем периоде.
  2. На последнем электронном слое вращается 5 электронов, значит, элемент расположен в 5-й группе.

Задание 3

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента основный характер оксида в периодах уменьшается, а в группах возрастает.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления основности оксидов следующие элементы: Na, Аl, Мg, В. Запишите символы элементов в нужной последовательности.

Ответ: ________

Решение

Как известно, сумма протонов в ядре атома равняется порядковому номеру элемента. Но число протонов нам не указано. Так как атом – это электронейтральная частица, число протонов (положительно заряженных частиц) в ядре атома равно числу электронов (отрицательно заряженных частиц), вращающихся вокруг ядра атома. Общее количество электронов, вращающихся вокруг ядра, равно 15(2 + 8 + 5), следовательно, порядковый номер элемента равен 15. Теперь остается посмотреть в периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева и найти номер 15. Это Р (фосфор). Так как у фосфора на последнем электронном слое 5 электронов, он неметалл; металлы на последнем слое имеют от 1 до 3 электронов.

Даны 4 элемента из периодической системы Менделеева: Na, Al, Mg, B. Необходимо их расположить так, чтобы основность образованных ими оксидов возрастала. Отвечая на этот вопрос ВПР, необходимо вспомнить, как изменяются металлические свойства в периодах и группах периодической системы.

В периодах слева направо металлические свойства убывают и возрастают неметаллические. Следовательно, и основность оксидов уменьшается.

В группах, главных подгруппах металлические свойства увеличиваются сверху вниз. Следовательно, и основность их оксидов увеличивается в таком же порядке.

Теперь посмотрим на данные нам элементы. Два из них находятся в третьей группе; это B и Al. Алюминий в группе находится ниже бора, следовательно, у него металлические свойства выражены сильнее, чем у бора. Соответственно, и основность оксида алюминия выражена сильнее.

Al, Na и Mg расположены в 3-м периоде. Так как в периоде слева направо металлические свойства убывают, убывают и основные свойства их оксидов. Учитывая все это, можно расположить эти элементы в следующем порядке:

Задание 4

В приведённой ниже таблице представлены некоторые характеристики ковалентной и ионной видов химической связи.

Используя данную информацию, определите вид химической связи: 1) в хлориде кальция (СаСl 2); 2) в молекуле водорода (Н 2).

  1. В хлориде кальция _____________
  2. В молекуле водорода _____________

Решение

В следующем вопросе необходимо определить, какой вид химической связи характерен для CaCl 2 , а какой для H 2 . В данной таблице есть подсказка:

Используя ее, можно определить, что для CaCl 2 характерен ионный вид связи, так как он состоит из атома металла (Ca) и атомов неметалла (Cl), а для H 2 ковалентная неполярная, так как данная молекула состоит из атомов одного и того же элемента – водорода.

Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём классам, как показано на схеме. В эту схему впишите недостающие названия двух классов и две формулы веществ, являющихся представителями соответствующих классов.


Решение

Следующее задание на проверку знания основных классов неорганических веществ.

В таблице необходимо заполнить пустые клетки. В двух первых случаях даны формулы веществ, необходимо отнести их к определенному классу веществ; в двух последних, наоборот, написать формулы представителей данных классов.

CO 2 – сложное вещество, состоит из атомов различных элементов. Один из которых кислород. Он стоит на втором месте. Это оксид. Общая формула оксидов – RO, где R – определенный элемент.

RbOH – относится к классу оснований. Общее для всех оснований – наличие группы ОН, которая соединена с металлом (исключение составляет NH 4 OH, где группа ОН соединена с группой NH 4).

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

Поэтому формулы всех кислот начинаются с атомов водорода, и за ним идет кислотный остаток. Например: НCl, H 2 SO 4 , HNO 3 и т. д.

И последнее, написать формулу соли. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, например NaCl, K 2 SO 4 .


Для выполнения заданий 6-8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте

Оксид фосфора(V) (Р 2 О 5) образуется при сжигании фосфора на воздухе и представляет собой белый порошок. Это вещество очень активно и с выделением большого количества теплоты реагирует с водой, поэтому его применяют в качестве осушителя газов и жидкостей, водоотнимающего средства в органических синтезах.

Продуктом реакции оксида фосфора(V) с водой является фосфорная кислота (Н 3 РО 4). Эта кислота проявляет все общие свойства кислот, например взаимодействует с основаниями. Такие реакции называют реакциями нейтрализации.

Соли фосфорной кислоты, например фосфат натрия (Na 3 PO 4), находят самое широкое применение. Их вводят в состав моющих средств и стиральных порошков, применяют для снижения жёсткости воды. В то же время попадание избыточного количества фосфатов со сточными водами в водоёмы способствует бурному развитию водорослей (цветению воды), что вызывает необходимость тщательно контролировать содержание фосфатов в сточных и природных водах. Для обнаружения фосфат-иона можно использовать реакцию с нитратом серебра (AgNO 3), которая сопровождается образованием жёлтого осадка фосфата серебра (Ag 3 PO 4)

Задание 6

1) Составьте уравнение реакции фосфора с кислородом.

Ответ: ________

2) На каком свойстве оксида фосфора(V) основано его использование в качестве осушающего агента?

Ответ: ________

Решение

В данном задании необходимо составить уравнение реакции фосфора с кислородом и ответить на вопрос, почему продукт данной реакции используют в качестве осушающего реагента.

Пишем уравнение реакции и расставляем коэффициенты: 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

Оксид фосфора используется в качестве осушающего реагента за способность отнимать воду от веществ.

Задание 7

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия.

Ответ: ________

2) Укажите, к какому типу реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) относится взаимодействие фосфорной кислоты с гидроксидом натрия.

Ответ: ________

Решение

В седьмом задании необходимо составить уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия. Для того чтобы это сделать, необходимо вспомнить, что эта реакция относится к реакциям обмена, когда сложные вещества обмениваются составными частями.

H 3 PO 4 + 3 NaOH = Na 3 PO 4 + 3 H 2 O

Здесь мы видим, что водород и натрий в продуктах реакции поменялись местами.

Задание 8

1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между растворами фосфата натрия (Na 3 PO 4) и нитрата серебра.

Ответ: ________

2) Укажите признак протекания этой реакции.

Ответ: ________

Решение

Напишем уравнение реакции в сокращенном ионном виде между растворами фосфата натрия и нитрата серебра.

На мой взгляд, сначала необходимо написать уравнение реакции в молекулярном виде, затем расставить коэффициенты и определить, какое из веществ уходит из реакционной среды, то есть выпадает в осадок, выделяется в виде газа или образует малодиссоциирующее вещество (например, воду). Поможет нам в этом таблица растворимости.

Na 3 PO 4 + 3 AgNO 3 = Ag 3 PO 4 + 3 NaNO 3

Стрелочка, стоящая возле фосфата серебра, направленная вниз, говорит о том, что данное соединение не растворимо в воде и выпадает в виде осадка, поэтому не подвергается диссоциации и в ионных уравнениях реакции записывается в виде молекулы. Напишем полное ионное уравнение данной реакции:

Теперь вычеркнем ионы, которые перешли из левой части уравнения в правое, не изменяя своего заряда:

3Na + + PO 4 3– + 3Ag + + 3NO 3 – = Ag 3 PO 4 + 3Na + + 3NO 3 –

Все, что не зачеркнуто, выпишем в сокращенное ионное уравнение:

PO 4 3– + 3Ag + = Ag 3 PO 4

Задание 9

Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

Мn(ОН) 2 + КBrO 3 → МnO 2 + КВr + Н 2 O

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

Ответ: ________

2. Укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: ________

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Ответ: ________

Решение

В следующем задании предлагается объяснить окислительно-восстановительный процесс.

Mn(OH) 2 + KBrO 3 → MnO 2 + KBr + H 2 O

Для того чтобы это сделать, напишем возле символа каждого элемента его степень окисления в данном соединении. Не забываем о том, что в сумме все степени окисления вещества равны нулю, так как они электронейтральны. Степень окисления атомов и молекул, состоящих из одного и того же вещества, также равна нулю.

Mn 2+ (O 2– H +) 2 + K + Br 5+ O 3 2– → Mn 4+ O 2 2– + K + Br – + H 2 + O 2 –

Mn 2+ (O 2– H +) 2 + K+Br 5+ O 3 2– → Mn 4+ O 2 2– + K + Br – + H 2 + O 2 –

Mn 2+ –2e → Mn 4+ Процесс отдачи электронов – окисление. При этом у элемента в процессе реакции увеличивается степень окисления. Данный элемент – восстановитель, он восстанавливает бром.

Br 5+ +6e → Br – Процесс принятия электронов – восстановление. При этом у элемента в процессе реакции степень окисления уменьшается. Данный элемент – окислитель, он окисляет марганец.

Окислитель – вещество, которое принимает электроны и при этом восстанавливается (степень окисления элемента понижается).

Восстановитель – вещество, которое отдает электроны и при этом окисляется (степень окисления элемента понижается). В школе это записывается следующим образом.

Цифра 6, которая стоит после первой вертикальной черты, – наименьшее общее кратное цифр 2 и 6 – числа отданных электронов восстановителем и принятых электронов окислителем. Делим эту цифру на число отданных электронов восстановителем и получаем цифру 3, она ставится после второй вертикальной черты и является коэффициентом в уравнении окислительно-восстановительной реакции, которая ставится перед восстановителем, то есть марганцем. Далее цифру 6 делим на число 6 – число принятых электронов окислителем. Получаем цифру 1. Это коэффициент, который ставится в уравнении окислительно-восстановительной реакции перед окислителем, то есть бромом. Вписываем коэффициенты в сокращенное уравнение, а затем переносим в основное уравнение.

3Mn(OH) 2 + KBrO 3 → 3MnO 2 + KBr + 3H 2 O

Если это необходимо, расставляем другие коэффициенты с тем расчетом, чтобы количество атомов одного и того же элемента было одинаковым. В конце проверяем количество атомов кислорода до и после реакции. Если их число оказывается равным, значит, мы все сделали правильно. В данном случае необходимо перед водой поставить коэффициент 3.

Дана схема превращений:

Cu → CuCl 2 → Cu(OH) 2 → Cu(NO 3) 2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Решение

Решаем схему превращений:

Cu CuCl 2 Cu (OH ) 2 Cu (NO 3 ) 2

1) Cu + Cl 2 = CuCl 2 –обращаю внимание, что медь с соляной кислотой не взаимодействует, так как стоит в ряду напряжений металлов после водорода. Поэтому одна из основных реакций. Взаимодействие непосредственно с хлором.

2) CuCl 2 + 2 NaOH = Cu (OH ) 2 + 2 NaCl –реакция обмена.

3) Cu (OH ) 2 + 2 HNO 3 = Cu (NO 3 ) 2 + 2 H 2 O –гидроксид меди – осадок, поэтому для получения из него нитрата меди соли азотной кислоты не подойдут.

Установите соответствие между названием органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1. Метанол – это спирт. Названия одноатомных спиртов оканчиваются на -ол, поэтому А2 .

2. Ацетилен – это непредельный углеводород. Здесь дано это тривиальное название. По систематической номенклатуре он называется этин. Выбираем Б4 .

3. Глюкоза – это углевод, моносахарид. Поэтому выбираем В1 .

В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты там, где это необходимо.

1) C 6 H 6 + Br 2

C 6 H 5 –Br + …

2) CH 3 CHO + … → CH 3 CH 3 OH

Решение

Необходимо вставить формулы пропущенных веществ и, если надо, расставить коэффициенты:

1) C 6 H 6 + Br 2 ⎯AlBr 3 → C 6 H 5 –Br + HBr Для бензола и его гомологов характерны реакции замещения, поэтому в данной реакции бром замещает атом водорода в бензоле и получается бромбензол.

2) СH 3 CHO + Н 2 → CН 3 СH 2 OH Реакция восстановления ацетальдегида до этилового спирта.

Уксусная кислота широко используется в химической и пищевой промышленности. Водные растворы уксусной кислоты (пищевая добавка Е260) применяются в бытовой кулинарии, в консервировании, а также для получения лекарственных и душистых веществ. К последним относят многочисленные сложные эфиры уксусной кислоты, например пропилацетат.

Рассчитайте, сколько граммов пропилацетата (СН 3 СООС 3 Н 7) можно получить в результате реакции 300 г уксусной кислоты (СН 3 СООН) с пропанолом-1 (С 3 Н 7 ОН) при 100%-ном практическом выходе. Запишите уравнение протекающей реакции и подробное решение задачи.

Ответ: ________

Задача. Записываем краткое условие задачи:

m(СН 3 СООС 3 Н 7) = ?

1. В условии задачи сказано, что уксусная кислота вступила в реакцию массой 300 г. Определим количество молей в 300 г. ее. Для этого воспользуемся волшебным треугольником, где n – количество молей.


Подставляем цифры: n = 300 г. : 60 г/моль = 5 моль. Таким образом, уксусная кислота вступила в реакцию с пропиловым спиртом количеством вещества 5 моль. Далее определим, сколько молей СН 3 СООС 3 Н 7 образуется из 5 моль СН 3 СООН. По уравнению реакции уксусная кислота вступает в реакцию в количестве 1 моль, и эфира образуется тоже 1 моль, так как коэффициентов в уравнении реакции нет. Следовательно, если взять кислоту количеством 5 моль, то и эфира получится тоже 5 моль. Так как они реагируют в соотношении 1: 1.

Ну и остается вычислить массу 5 моль эфира, воспользовавшись данным треугольником.

Подставив цифры, получаем: 5 моль · 102 г/моль = 510 г.

Ответ: масса эфира = 510 г.

Ацетилен применяется в качестве горючего при газовой сварке и резке металлов, а также как сырье для производства винилхлорида и других органических веществ. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций, характерных для ацетилена. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.


Решение

Осуществить превращения, характерные для ацетилена, по приведенной схеме.

Хочется сказать, что ацетилен – непредельный углеводород, имеющий 2 π-связи между атомами углерода, поэтому для него характерны реакции присоединения, окисления, полимеризации по месту разрыва π-связей. Реакции могут идти в две стадии.


Раствор Рингера широко используется в медицине в качестве регулятора водно-солевого баланса, заменителя плазмы и других компонентов крови. Для его приготовления в 1 л дистиллированной воды растворяют 8,6 г хлорида натрия, 0,33 г хлорида кальция и 0,3 г хлорида калия. Рассчитайте массовую долю хлорида натрия и хлорида кальция в полученном растворе. Запишите подробное решение задачи.

Ответ: ________

Решение

Для решения данной задачи запишем ее краткое условие:

m(H 2 O) = 1000 г.

m(CaCl 2) = 0.33 г.

m(KCl) = 0.3 г.

m(NaCl) = 8.6 г.

Так как плотность воды равна единице, 1 литр воды будет иметь массу, равную 1000 граммам. Далее, для нахождения массовой доли в процентах раствора воспользуемся волшебным треугольником,


m(в-ва) – масса вещества;

m(р-ра) – масса раствора;

ω – массовая доля вещества в процентах в данном растворе.

Выведем формулу для нахождения ω% в растворе. Она будет иметь следующий вид:


ω% (р-ра NaCl)

Для того чтобы сразу перейти к нахождению массовой доли в процентах раствора NaCI, нам должны быть известны два других значения, то есть масса вещества и масса раствора. Масса вещества нам известна из условия задачи, а массу раствора следует найти. Масса раствора равна массе воды плюс массы всех растворенных в воде солей. Формула для расчета простая: m(в-ва) = m(H 2 O) + m(NaCl) + m(CaCl 2) + m(KCl), складывая все значения, получим: 1000 г. + 8,6 г. + 0,3 г. + 0,33 г. = 1009.23 г. Это и будет массой всего раствора.

Теперь находим массовую долю NaCl в растворе:

Аналогично этому вычисляем массу хлорида кальция:

Подставляем цифры и получаем:

Ответ: ω% в растворе NaCl = 0.85%; ω% в растворе CaCl 2 = 0.033%.

В 2018 году ВПР по химии в 11 классах проводились по решению учебной организации, для выпускников, которые не выбрали этот предмет для сдачи ЕГЭ.

Для подготовки к ВПР 2019 пригодятся варианты 2018 года.

ВПР по химии 11 класс 2018 год варианты + ответы

Проверочная работа по химии условно разделена на четыре содержательных блока: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».

Выпускники, принимающие участие в написании ВПР по химии, должны продемонстрировать базовый уровень знания предмета:

  • составить уравнение химической реакции,
  • смоделировать химический эксперимент на основании его описания,
  • объяснить обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением.

Проверочная работа для 11 класс включает в себя 15 заданий различных уровней сложности.

На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

Задания, включённые в проверочную работу, проверяют овладение
выпускниками определёнными умениями и способами действий, которые
отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников.

Таблица перевода баллов ВПР химии в оценку

ВПР. Химия. 11 класс. 10 вариантов типовых заданий. Дроздов А.А.

М.: 201 7. - 9 6 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по химии для учащихся 11-х классов. Сборник предназначен для обучающихся 11-х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по химии.

Формат: pdf

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Инструкция по выполнению работы, 4
Вариант 1 5
Вариант 2 12
Вариант 3 19
Вариант 4 26
Вариант 5 33
Вариант 6 40
Вариант 7 47
Вариант 8 54
Вариант 9 61
Вариант 10 68
Система оценивания проверочной работы 75
Ответы 76
Приложения 93

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Структура

Каждый вариант ВПР по химии содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.

В работе содержится 4 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 9, 10, 13, 14).

Включенные в работу задания условно могут быть распределены по четырем содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».

Пояснения к оцениванию заданий

Верное выполнение задания с порядковым номером 3 оценивается в 1 балл.

Верное выполнение каждого из остальных заданий базового уровня сложности оценивается максимально 2 баллами. В случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.

Оценивание заданий повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.

ВПР по химии для 11 класса состоит из пятнадцати заданий. 11 из них относятся к базовому уровню сложности, и только 4 – к повышенному. Задания разделяются на 4 блока:

Для того чтобы написать работу, учащимся дается 90 минут, то есть 2 урока. Во время проведения ВПР по химии одиннадцатиклассникам разрешается иметь при себе следующие вещи:

  1. Калькулятор (непрограммируемый)
  2. Периодическая таблица Д. И. Менделеева
  3. Электрохимический ряд напряжений металлов
  4. Таблица растворимости

Система оценок

Всего за работу можно набрать 33 балла. Четко определенной шкалы их перевода в оценки не предусмотрено – это осуществляется на усмотрение руководства образовательного учреждения.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание открывает блок номеров, проверяющих знания учеников в области теоретических основ химии. В начале задается тема задания – например, способы разделения смесей либо методы сбора газа (они перечисляются). Приводится 3 рисунка (без подписей), иллюстрирующих то, о чем идет речь в тексте – к примеру, три способа разделения смесей. Далее нужно соотнести номер рисунка с указанными в задании положениями таблицы, а также – указать то, что иллюстрирует данный рисунок (например, способ или метод). Таблица может выглядеть так:

Если вся таблица заполнена верно, ученик получает 2 балла за это задание. Если же в одном из ее элементов есть ошибка – 1 балл, а при наличии 2 и более ошибок – 0 баллов.

Задание 2

Во втором задании проверяются познания одиннадцатиклассников в таких аспектах химии, как состав атома и строение его электронной оболочки. В условии приводится рисунок, на котором изображена модель строения либо схема распределения электронов по уровням какого-либо элемента – например, вот так:

Необходимо дать ответы на три вопроса: написать порядковый номер элемента, номер периода и группы, в которых он располагается, а также определить, к чему относится образуемое элементом простое вещество – к металлам или неметаллам.

Если весь ответ верный – ставится 2 балла, при одной ошибке – 1 балл, при двух и более – 0.

Задание 3

Этот номер предполагает работу с периодической системой Д. И. Менделеева, знание ее закономерностей и свойств элементов. Дается перечень из 4 элементов – например, Si, O, N, P или Si, Al, S, Cl. Нужно расположить их согласно условию – для данных примеров это уменьшение радиусов атомов и усиление кислотных свойств высших оксидов – и записать в ответе в правильном порядке. За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 4

Четвертое задание ВПР по химии связано со строением химических веществ и их свойствами. Приводится таблица, в которой отображены основные свойства веществ молекулярного и ионного строения. Далее необходимо определить, какое строение имеют два приведенных вещества – к примеру, йод и угарный газ или питьевая сода и ацетилен. Если строение обоих веществ определено верно – одиннадцатиклассник получает 2 балла за это задание, если же только одного – 1 балл, и если весь ответ неверен – 0 баллов.

Задание 5

Пятым заданием открывается блок номеров, относящихся к неорганической химии. Оно связано с классификацией неорганических соединений. Приводится таблица; в первых двух ее графах записаны формулы веществ, но пропущены классы, к которым они относятся, а в следующих двух – наоборот. Она может выглядеть таким образом:


Нужно дополнить таблицу пропущенными элементами. Если это сделано верно – ответ оценивается в 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 баллом, если две и больше – 0 баллами.

Далее в тексте работы приводится текст о каком-либо химическом веществе – например, сульфате алюминия или аммиаке. В тексте говорится о способах его получения, внешнем виде, использовании в жизни и промышленности, основных свойствах и реакциях. Задания 6-8, включающие в себя по два вопроса, выполняются с опорой на данный текст. За каждое из заданий 6, 7 и 8 можно получить максимум 2 балла – в случае, если ответ полностью верный. При наличии 1 ошибки ставится 1 балл, и если ответ неверный – 0 баллов.

Задания 6-8

Все эти задания построены по одному принципу – в первой части нужно составить уравнение какой-либо реакции с участием того вещества (или производных от него), о котором говорится в тексте. Все компоненты реакции указаны, также упомянуты другие детали ответа – например, что уравнение должно быть сокращенным либо что оно должно отображать реакцию, происходящую до образования осадка.

К примеру, если текст о сульфате алюминия, первые части вопросов выглядят так:

  • Составьте молекулярное уравнение реакции получения сульфата алюминия из оксида алюминия и серной кислоты.
  • Составьте молекулярное уравнение реакции между сульфатом алюминия и гидроксидом натрия, протекающей до образования осадка.
  • Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между гидроксидом алюминия и серной кислотой.

Во второй части задаются вопросы, связанные с записанным уравнением – о типе реакции, о ее признаках, о свойствах полученного вещества. Для нашего примера они выглядят так:

  • Опишите признаки протекающей реакции.
  • Объясните, почему образующийся осадок растворяется в избытке щёлочи.
  • К какому типу реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) относится данное взаимодействие?

Задание 9

Девятый номер ВПР по химии, относящийся к повышенному уровню сложности, проверяет умение учащихся работать с окислительно-восстановительными реакциями – составлять их электронные балансы, расставлять коэффициенты и указывать, какое вещество является окислителем, а какое выступает в роли восстановителя. Дается схема реакции – например:

Fe(OH)2 + NaBrO + H2O → Fe(OH)3 + NaBr

CH4 + NO2 → CO2 + NO + H2O

Задание состоит из 3 частей. В первой нужно составить электронный баланс, во второй – указать восстановитель/окислитель, а в третьей – расставить коэффициенты. Если все это сделано верно, ответ оценивается в 3 балла, если ученик совершил ошибку в одной части ответа – в 2 балла, в двух частях – 1 балл, и если весь ответ неверен – в 0 баллов.

Задание 10

Десятое задание несколько легче предыдущего, хотя оно также является заданием повышенной трудности. В нем приводится химическая цепочка, обычно включающая в себя три уравнения – к примеру:

K2CO3 → CaCO3 → CO2 → NaHCO3

Na2O → NaOH → Na2CO3 → Na2SO4

Требуется составить уравнения реакций. Если все три из них записаны верно – одиннадцатиклассник получает 3 балла, если правильны только два – 2 балла, если только одно – 1 балл, и если все неправильно – 0.

Задание 11

Одиннадцатое задание открывает блок заданий по органической химии. В нем нужно установить соответствие между формулой вещества и его названием, либо между названием вещества и классом/группой, к которой оно относится. Дается три названия либо три формулы, обозначенные буквами, а вот позиций, которые нужно подобрать в соответствие – четыре, поэтому просто подобрать ответ будет сложнее. Ответ записывается в таблицу; если в нем нет ошибок, ставится 2 балла, если одна ошибка – 1 балл, если две-три – 0 баллов.

Задание 12

В условии данного задания приводится две схемы реакций, в которых пропущено по одному веществу. Нужно вставить пропущенные вещества, и, если нужно – расставить коэффициенты. Примеры задания:

HBr → CH3–CH2–Br + H2O

CH3CH2OH + HCl → .................. + H2O

Если пропущенные элементы записаны верно – ответ оценивается 2 баллами, при одной ошибке – 1 баллом. За неверный ответ либо его отсутствие ученик не получает баллы за это задание.

Задание 13

Тринадцатое задание представляет собой задачу, причем не самую простую – оно относится к повышенному уровню сложности. Чаще всего требуется рассчитать массу какого-либо вещества, иногда дается практический и теоретический выход и недостаток/избыток. Нужно написать уравнение описанной в условии реакции и подробное решение. Приводим примеры условия:

  • Рассчитайте, сколько граммов этилацетата можно получить из 600 г уксусной кислоты при 100%-ном практическом выходе.
  • Вычислите массу хлорида кальция, который образуется при взаимодействии избытка раствора соляной кислоты с гидроксидом кальция массой 370 г.

Если все сделано правильно – ставится 3 балла, если есть одна ошибка – 2 балла, две ошибки – 1 балл, три и больше – 0.

Задание 14

В предпоследнем задании ВПР по химии, сложность которого также считается повышенной, нужно составить 3 уравнения реакций с органическим веществом. В отличии от задания под номером 10, здесь дается не результат реакций, а оба их компоненты.

Условие выглядит, например, так:

Если все три уравнения правильные, ответ оценивается в 3 балла, если верны только два – в 2 балла, лишь одно -1 балл, ни одного – 0.

Задание 15

Пятнадцатое задание предполагает решение задачи. Чаще всего требуется рассчитать массу или массовую долю. Эта задача легче, чем та, которую надо решать в 13 номере. Примеры:

  • Для приготовления маринада в поваренной книге рекомендуется в 500 мл воды растворить 20 г соли, 30 г сахара и 10 г уксусной кислоты. Рассчитайте массовую долю соли и уксусной кислоты в полученном маринаде.
  • Для повышения урожайности зелёный лук рекомендуется еженедельно опрыскивать 0,2%-ным раствором аммиачной селитры. Рассчитайте массу аммиачной селитры и массу воды, которые необходимы для приготовления 500 г такого раствора.

Данное задание относится к блоку «химия и жизнь», поэтому в условии задачи описывается практическое применение получаемых веществ. За правильный ответ ученик получает 2 балла, если в ответе есть одна ошибка -1 балл, в иных случаях баллы за задание не присуждаются.