Значение труда в жизни человека обществознание. Роль и значение труда в жизни человека. Несколько интересных сочинений

Труд (физический, умственный, сочетание того и другого) является основным средством удовлетворения потребностей человека, обеспечения его жизнедеятельности. Еще Адам Смит считал, что основным, первичным источником богатства любой страны, любого государства является труд, а вторым - природные ресурсы.

Наиболее широким и точным, на наш взгляд, является следующее научное определение: "Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Труд является решающей силой формирования самого человека, возникновения у него таких свойств, как сознание, речь, делающих его способным к общению" [А, 414].

В этом определении ключевыми являются следующие слова, составляющие понятие "труд" и еще глубже раскрывающие его социальную сущность: "деятельность", "человек", "общение".

В процессе труда люди создают материальные и духовные блага для удовлетворения как своих личных, так и коллективных, общественных потребностей. Поэтому часто употребляют понятия "совместный" или "коллективный" труд.

Любое общественное производство невозможно без средств и предметов труда, рабочей силы, которая приводит их в движение, и предметов потребления, без которых не может обойтись носитель рабочей силы - человек.

В рыночной экономике как совокупности определенных отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом характера заключенного в них труда, принято различать рынок рабочей силы и рынок потребительских товаров и услуг.

Еще недавно исследователи в СССР утверждали, что в посткапиталистических условиях рынок труда вообще отсутствует; более того, исчезает товарность рабочей силы, да и она сама. Чаще всего при этом пользовались понятиями "рабочая сила" и "трудовые ресурсы". В частности, под "рабочей силой" понимали некую совокупность физических и духовных способностей отдельно взятого человека, которые он использует в процессе создания любых потребительских стоимостей.

В тех же 60-80-х годах под "трудовыми ресурсами" понимали физически развитую часть населения конкретной страны, обладающую умственными способностями и определенными знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. Последнее, кстати, в основном и развивалось за счет постоянного прироста трудовых ресурсов, т. е. интенсивного включения в него все новых и новых отрядов работников. Основным источником их подготовки была широко развитая сеть профессионально-технических училищ, техникумов, заводов-втузов (высших технических учебных заведений). Флагманами в этом были профессионально-технические училища, создаваемые и функционирующие на базе крупнейших промышленных предприятий, - так называемые базовые ПТУ.

Большие по численности работающих трудовые ресурсы в быв шем СССР, союзных республиках {в частности, в Украине) объектив но существовали в связи с наличием значительного количества ра бочих мест, не требующих высокопрофессиональной подготовки. Речь идет о малопроизводительном ручном труде, усовершенствовать ко торый в годы социализма старались, например, путем внедрения и использования малой механизации. 6

Современная ситуация на рынке труда в постсоциалистических странах имеет принципиально иной характер. Интенсивное техническое перевооружение производства, компьютеризация, внедрение новейших технологий, информационных систем, электронные и биологические революции принципиально изменили статус и роль человека в процессе создания материальных и духовных благ. Чем интенсивнее, высокоорганизованнее, технически оснащеннее производство, тем больше человек должен учиться, повышать свою квалификацию и даже переучиваться, меняя род деятельности. Подсчитано, что за свою трудовую жизнь человек вынужден 5-6, а то и больше раз менять профессию, специальность. К тому же в мире ежегодно появляются тысячи новых профессий и специальностей, меняется их рейтинг, престижность, потребность во многих профессиях и специальностях отпадает.

От сложности труда зависят срок и особенности образовательной и профессиональной подготовки работника.

Подготовка к труду предполагает учебу, овладение профессией и определенными трудовыми навыками, воспитание необходимых качеств. Последние претерпели за несколько прошедших лет существенные изменения по сути и особенностям проявления.

Возьмем, например, такое качество, как трудолюбие. Многие ученые и практики трактуют его как своеобразное положительное отношение к труду, которое проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Кроме того, в психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к важнейшему, а то и основному смыслу жизни. В 60-80-х годах с трудолюбием связывали и производительность труда, утверждая, что она, дескать, год от года растет. Однако реальная картина выглядела совершенно иначе. Так, уже с начала 50-х годов ощутимо дает о себе знать тенденция замедления роста производительности общественного труда: от 8,8% ежегодного прироста в 50-х, 6,4 - в 60-х до 3,9 в 70-х и 3,1% в 80-х годах . Согласно официальным данным, в промышленности уровень производительности труда в бывшем СССР составлял по сравнению с американским 44% в 1960 г., 53 - в 1970 г. и 55% - в 1980 и 1988 г. Еще хуже обстоят дела в сельскохозяйственном производстве .

Приведенная трактовка понятия трудолюбия, и особенно труда как основного смысла жизни, в те годы, в первую очередь, "обслуживала" идеалы социалистического общества. В условиях же рыночной экономики термин "трудолюбие" практически не используется. Чаще употребляются такие понятия, как "уровень экономического образования", "экономическая грамотность", "экономическое сознание", а экономической деятельностью на благо общества является создание работающим личной частной собственности во всех сферах производства. Последний тезис вполне правомерен, ибо решающим условием экономического развития общества является наличие хозяина на всех участках производственной деятельности.

Если все же считать, что трудолюбие как характеристика отношения к труду существует, то его необходимо рассматривать в тесном единстве с мотивами и стимулами, побуждающими человека к труду. Они зависят от многих объективных факторов, условий, в которых трудится человек. Так, по данным, полученным в ходе опроса в 1994 г. населения Украины социологической службой СОЦИС - Геллап, среди причин, снижающих трудовую активность работающего населения, отсутствие справедливой оценки и оплаты труда назвали 82% респондентов; отсутствие системы стимулов к труду - 54; изменение положения человека труда в обществе и реальную угрозу стать безработным - 21%. Характерно, что неудовлетворенность системой оценки и оплаты труда наиболее присуща респондентам в возрасте до 40 лет, а также возрастной группе от 60 лет и старше (скорее всего, это работающие пенсионеры).

Весьма показательно и то, что высокий уровень личной ответственности за выполняемую работу также характеризует крайние возрастные группы респондентов: 18-19 лет - 44% и старше 60 лет - 47%. При этом, что неудивительно, побудительным стимулом к труду для возрастных групп от 20 до 39 лет и работающих пенсионеров старше 60 лет являлся высокий заработок. Логика жизни проста: для молодежи это получение высоких материальных благ, а для пенсионеров - обеспечение старости, помощь детям и внукам.

В стремлении побольше заработать не надо видеть, как это было десятки лет подряд в условиях так называемого социалистического производства и образа жизни, ничего зазорного. В 50-90-х годах работающий человек фактически мог заработать столько, сколько позволяли условия и организация труда. Даже в начале 90-х годов, по

оценкам специалистов, в СССР около 60% работников материального производства были заняты ручным, малоэффективным трудом, а в сельском хозяйстве - около 75% .

Оценивая по предложенной десятибалльной системе степень важности отдельных социально-экономических и духовных проблем (где 1 балл соответствует оценке "проблемы не существует", а 10 - оценке "очень важная проблема"), молодежь на первые места поставила несвоевременную выплату зарплаты, пенсий (9,6); снижение уровня жизни населения (обнищание) (9,5); безработицу (9,3); остановку работы промышленных предприятий (8,9), а кризис морали, культуры, например, - лишь на 11-е место .

Активно поддерживая курс на рыночные реформы, молодежь Украины не менее активно критикует реальное положение дел в экономике. Более того, она надеется на то, что государство поможет ей в решении социальных проблем путем предоставления льготных или беспроцентных кредитов (39%), предоставления гарантий бесплатного получения среднего образования (67%), создания возможностей для открытия собственного дела (46%), предоставления условий и гарантий для получения первого рабочего места (58%), повышения уровня консультационной, психологической помощи (35%) .

Каким бы сложным ни было социально-экономическое положение молодежи Украины вообще, в том числе и на рынке труда, в течение последних семи лет именно она более положительно, чем другие социальные группы в обществе, относится к рыночному реформированию экономики. Об этом свидетельствуют результаты социологических, экспертных и других опросов. Все меньшим авторитетом у молодежи пользуется труд в государственном секторе. По данным статистики, к концу 1997 г. в нем работали всего 39% молодых людей, на предприятиях частной формы собственности - 16, коллективной - 13, нигде не работали - 23%.

Теперь коснемся психологических проблем работающей молодежи.

Утвердившийся в 60-70-е годы в бывшем СССР облик молодежи был практически "розовым" и беспроблемным. Повсеместно в научной и популярной литературе в то время господствовало утверждение, что вся советская молодежь высокоразвитая и социально активная, обладает высоким уровнем сознания, беспредельно преданна делу партии и народа.

Среди всей молодежи как образец, пример для наследования выделялась работающая молодежь. Официальная идеология утверждала, что в Советском Союзе происходит формирование передового советского рабочего, имеющего черты человека будущего. Кроме того, акцент делался на том, что утверждается новый социальный тип рабочего, сочетающий в себе лучшие качества не только советского рабочего класса, но и советской интеллигенции. Как тут не вспомнить ленинский термин "гнилая интеллигенция", пусть даже употребленный невзначай. Тогда общественному сознанию, в том числе и молодежи, насаждались убеждения, что молодежь основных отраслей промышленности активно выдвигается на передовые рубежи технического прогресса; что молодые рабочие все больше и глубже осознают существо законов, по которым живет все общество, становятся настоящей его опорой и надеждой; что самой важной стороной жизни молодых рабочих является потребность в творческом труде; что молодые рабочие, обладая высокой общественно-политической активностью, принимают деятельное участие в жизни своих трудовых коллективов, в решении вопросов, связанных с улучшением управления и организации производства .

Реальное же положение дел, в том числе относительно не только занятости, но и психологического состояния, ориентации, социальной активности рабочей молодежи в СССР, было абсолютно другим, практически диаметрально противоположным.

В так называемое социалистическое время вопросы социально-экономического положения молодежи, ее благосостояния, уровня жизни или материальной обеспеченности глубоко и предметно практически не анализировались и не изучались (а если и изучались, то представлялись лишенными объективности и откровенности). Кроме того, не предавались гласности статистические данные по этому вопросу. Культивировались выгодные идеи бесконфликтности и беспроб-лемности как образования, профессиональной подготовки, так и труда, занятости молодежи, других сфер ее деятельности.

Как результат, положение молодежи в сфере труда в 60 -70-е годы и фактически вплоть до конца 90-х годов было далеко не безоблачным, а трудовая активность нередко заранее планировалась и стимулировалась партией и государством, а не являлась следствием личных побудительных мотивов самих молодых людей. В частности, еще в 1976 г. это заметили ленинградские исследователи. По собственным

оценкам опрошенных ими молодых людей, только 30% работали с наивысшей продуктивностью, остальные же при иных условиях организации труда работали бы намного лучше .

И сегодня, кроме материального стимула (заработка), практически отсутствуют какие-либо другие стимулы для повышения продуктивности труда молодежи, да и более взрослых работников. Пока рыночные отношения в Украине и других постсоветских странах не дали ничего нового взамен соцсоревнования, соревнования на звание лучшего по профессии и т. п. Ни государственные структуры, ни отдельные фирмы и предприниматели не придумали новых стимулов. Между тем во многих высокоразвитых странах мира такие стимулы существуют в виде не только премий и пособий, но и обучения детей сотрудников, их лечения, отдыха, оздоровления членов семьи и т. п.

Сочинение «Труд в жизни человека».

Особо важную роль играет труд в жизни человека. Он требуется как минимум для того, что обеспечить себя и своих близких, жить в хороших условиях и т.д.

С юного возраста каждый человек начинает приучаться к труду. Как правило, впервые это происходит в школе. Труд школьника заключается в его учёбе и получении новых знаний, что требуется для получения образования. Серьезная взрослая жизнь начинается лишь после окончания учебы, когда люди начинают работать. Существуют различные специальности, но каждая из них имеет важную роль. Следовательно, не имеет значения, какую профессию выберете вы, так как она всё равно значима. Любая специальность полезна и ориентирована на решение различных человеческих проблем.

Важность профессий

Строитель работает для того, чтобы возводились новые здания, такие как жилые дома, учебные заведения, больницы и т.д. Шахтер трудится, чтобы с помощью добытого угля мы получали тепло и горячую воду. Парикмахер нужен, чтобы получить с его помощью красивую стрижку и выглядеть опрятно. Всё это говорит лишь о том, что каждая профессия имеет значение и её нельзя заменить.

Магазины не могут существовать без продавцов, дети не будут получать знания без учителей, а лечить людей будет некому, если в больницах не будет врачей. Все работают на благо своей семьи и других людей. Этот труд обязательно оплачивается, что позволяет человеку приобрести необходимые для него блага. Деньги за труд позволяют оплатить коммунальные затраты, купить продукты питания, вещи и многое другое.

Подобно тому, как у военных имеются разные звания, в каждой профессии также есть возможность продвижения и развития. Как правило, руководителями становятся те, то начал трудиться в компании как обычный рабочий. Благодаря труду и приложенным усилиям, им удалось дорасти до руководящей должности.

Значимость труда

Труд благоприятно сказывается на развитии человека. Он позволяет познать новое и усовершенствовать свои умения. Некоторым удается за жизнь освоить несколько профессий, выбирая ту, которая больше нравится. То, чем вы будете заниматься в своей жизни, находится исключительно в ваших руках. Именно вы выбираете свою профессию.

"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.

Приведено с небольшими сокращениями

Чтобы существовать, человек должен не только познавать окружающий мир, но и изменять его, заниматься трудовой деятельностью.
«Труд,- писал Маркс,- есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой... Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу».
Труд представляет собой деятельность, целью которой является создание общественно полезного продукта, материального или духовного (к последнему относятся, например, произведения искусства). Труд тесно связан с познавательной деятельностью, так как любая работа требует знаний и опыта. Труд людей, как правило, имеет общественный характер.
В трудовой деятельности проявляются качества личности, особенности психических процессов и свойства человека. Вместе с тем труд является главным средством совершенствования этих процессов и формирования качеств личности. Благодаря трудовой деятельности у человека развиваются мышление, способности, интересы, приобретаются знания, умения и навыки, укрепляется воля, формируется характер.
Труд вызывает различные чувства, в зависимости от объективных условий, в которых человек работает. При капитализме трудящиеся, чтобы не умереть с голоду, принуждены продавать свою рабочую силу владельцам земли, фабрик и заводов. При социализме каждый трудится для себя и общества, ради благополучия всех его членов, и отношение к труду у человека иное.
О радостных переживаниях, которые дает труд, в особенности успешный, говорят представители всех профессий. Недаром поэт В. Я. Брюсов писал:
Великая радость - работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли - за трудом!
Посильная физическая и умственная работа, проводимая ради разумно поставленной цели, благоприятно влияет на здоровье и психику человека, делает его жизнерадостным, уравновешенным, создает у него хорошее внутреннее состояние, повышает общий жизненный тонус, способствует долголетию.
Академик И. П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками».
С. П. Королев, Главный конструктор космических кораблей, тоже увлекался физической работой. Дом, в котором он жил, окружали фруктовый сад и кусты роз. В книге «Дорога в космос» Юрий Гагарин писал о Королеве: «Всю эту пышную растительность он посадил своими руками. Он любил запахи взрыхленной почвы... Любил физический труд, часто с лопатой в руках копался в земле».

Статья: «Труд в жизни человека»

Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого начинается еще в самом юном возрасте, когда дети идут в школу. Их труд состоит в получении знаний. Это необходимо для того, чтобы получить образование и специальность, которые помогут устроиться в дальнейшей жизни. Каждая профессия очень важна, поэтому совсем не имеет значения кем трудиться. Каждая профессия приносит пользу людям и позволяет решать различные их проблемы.

Строитель трудится для того, чтобы были новые здания: больницы, школы, жилые дома. Шахтер в шахте добывает уголь, чтобы могли работать котельные и у нас была горячая вода и тепло. Работа парикмахера также необходима каждому человеку, потому что всем нам нужно иметь опрятный вид и красивую прическу. Каждая профессия незаменима. Не может быть магазинов без продавцов, школ без учителей, больниц без врачей. Все трудятся на благо других людей и своей семьи. Каждый труд оплачивается по заслугам. Получив зарплату за свою работу, человек может купить себе и своей семье необходимые вещи, продукты питания, может оплачивать счета за квартиру, за свет, газ и воду.

Как у военных существуют различные звания, от лейтенанта до полковника и генерала, так и в любой профессии есть возможность роста и продвижения. Все начальники и директора когда-то начинали трудиться обычными рабочими. Они старались, и это дало им возможность через несколько лет стать руководителями и управлять такими же простыми рабочими, которыми раньше были они сами.

Труд развивает человека, позволяет учиться чему-то новому, повышать уровень своего развития и умения. Многие люди осваивают в своей жизни ни одну, а две, три и больше профессий. Имея разные специальности можно работать на совершенно разных предприятиях и остановить свой выбор на той работе, которая окажется наиболее подходящей и будет любимой. Продавец может стать учителем, а сантехник может стать ученым. Все находится в руках каждого человека. Каждый сам выбирает свою профессию и где ему трудиться.

Отношение к труду выражается в ряде черт характера, из которых в первую очередь надо отметить трудолюбие . Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы, в какой труд выражается. Конечно, и для такого человека имеются более или менее интересные виды работы, но ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, ведущий к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку, даже страдания.

Все чаще мы слышим слово «трудолюбие» как дома, в школе, так и на работе. Но все ли понимают истинное его значение?

Трудолюбие, это дословно - любить труд

    Черта характера человека, который положительно относиться к процессу труда в любом его отношении;

    Способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду;

    Не просто трудиться сутками, но и получать удовольствие от процесса труда и последующего вознаграждения;

    Синонимами слова являются – усидчивость, старательность, прилежность, усердность.

Развивать в себе такое качество, как трудолюбие, значит прокладывать себе путь к успеху и удачной жизни.


Преимущества трудолюбия:

Трудолюбивый человек получает настоящее наслаждение от работы и от результата.

Как правило, любая работа не будет его угнетать;

    Трудолюбие помогает достичь высочайших результатов и высот;

    Любовь к труду заряжает человека положительной энергией;

    Трудолюбие подталкивает нас к совершенству и новым открытиям;

    Трудолюбивый человек – ответственный. А значит, ему можно доверять работу любой сложности, не боясь просрочек или некачественного выполнения.


Поговорки и пословицы о трудолюбии:

    Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат. (русская народная пословица)

    Не котёл варит, а стряпуха (русская народная пословица)

    Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра (русская народная пословица)

    Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель)

    Труд - целительный бальзам, он - добродетели источник. (И. Гердер)


Это интересно:

В Словении рабочий день начинается в семь часов утра, поэтому в десять ночи города замирают, т.к. жители уже давно легли спать.
Самые трудолюбивыми из всех живых существ на планете оказались пчелы и муравьи.

Любовь к труду, как правило, связана с добросовестностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом, равно как и с аккуратностью . Эти черты проявляются также и в хорошей организации, в дисциплине труда, в тщательном планировании и обдумывании трудовых операций.

Труд как средство удовлетворения общественных нужд стал для передовых советских людей первой потребностью. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду не только у себя, но и у других людей.

Трудолюбивые ученики так характеризуются учителем: «Учится с видимым удовольствием, даже наслаждением. С любовью выполняет каждое задание, часто трудится сверх положенного. По нескольку раз переделывает работу, добиваясь хорошего выполнения. Рабочее место в школе и дома содержит в образцовом порядке». «Не любит сидеть без дела. Вечно чем-нибудь занят. Очень усерден: никогда не выполняет работу наспех, небрежно, как-нибудь».

Лень, небрежность как черты характера , выражающиеся в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, в формальном выполнении заданий, - пережитки барски пренебрежительного взгляда на труд . Если эти черты встречаются и у некоторых наших школьников, то это свидетельствует о недостатках воспитательной работы с ними.

Особую ценность приобретает трудолюбие в сочетании с такой чертой характера, как инициативность . Инициативный человек не удовлетворяется выполнением, хотя бы и самым добросовестным, порученного дела. Это человек с развитым чувством «нового», человек личного почина . Он творчески относится к труду. Не удовлетворяясь старыми формами работы, он стремится внести в труд что-то новое, найти более совершенные, более производительные методы работы. Это и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников, деятелей науки и техники. Инициативность советских людей проявляется как на производстве, так и во всей нашей общественной жизни, в любом общественном начинании. Инициативность передового советского человека глубоко отличается от частнособственнической предприимчивости. Она исходит из общественных побуждений, а не из корыстных, эгоистических целей отдельного человека.

В 17 в на Руси было всего 200 разных профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей.

И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Название профессий может сохраняться старым, а содержание труда сильно изменяется. Изменяется настолько, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию.

Мир профессий многообразен. И здесь каждый должен быть сам разведчиком.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от врагов.

По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди стали заниматься преимущественно скотоводством, другие – земледелием. Скотоводство и земледелие не могли обойтись друг без друга.

Затем выделились различные ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становится все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовным ценностей (научных, художественных от материальных).

В современном обществе существует, как мы уже сказали раньше, более 40 тысяч родов деятельности.

Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профориентационная игра спасатели.

Эта специальность становится все популярнее. Это и не удивительно, ведь представители данной почетной профессии помогают людям справиться с той или иной сложной ситуацией.

Материалы: бинты, бумага, карандаши, детская игровая аптечка в которой игрушечные медицинские инструменты.

1. Для проведения игры нужно выбрать независимое жюри и разделиться на две команды- спасателей и людей, которых нужно спасать.

2. Далее спасателям предлагается несколько ситуации, в которых они должны проявить свою смекалку:

Ситуация №1 :Несколько человек пострадали в небольшой аварии на шоссе, до ближайшего населенного пункта далеко, спасателям необходимо оказать первую помощь(при ушибах царапинах и растяжениях).

Ситуация №2 :Несколько дачников попали в наводнение, спасателям нужно придумать несколько способов переправы.

Можно придумать еще несколько критических ситуаций, в которых спасатели могли бы себя проявить. Главное спасатели должны справиться с проблемой весело и с выдумкой.

Итог: В процессе игры ребята научились согласовывать свои действия, работать в команде, принимать совместное решение. После окончания игры в совместном обсуждении ребята сделали акцент на том, что играть было не легко и что работа спасателя более ответственная, чем думали ребята.

Профориентационная игра журналист.

Цель: данная игра способствует развитию умения работать в группе, развивает воображение, способствует установлению положительных отношений в группе, знакомит с особенностями профессии.

Участникам этой игры предлагается сыграть роль журналиста, который берет интервью у какой либо известной личности.

Материалы: Бумага, ручки, микрофон (игрушечный).

1. Перед началом игры следует сначала назначить главного редактора журнала, который впоследствии оценит результаты игры. Всем остальным нужно разделиться на пары, в которых один будет исполнять роль журналиста, а другой - известной личности. Та пара, которая наиболее успешно справится с заданием, становится победительницей.

Ребята распределили между собой роли и брали интервью у Штирлица, всем известного Вовочки, у учителя математики на тему ЕГЭ.

Итог: В этой игре ребята были очень активны, многие заметили что когда брали интервью им не всегда хватало воображения и и умения получить желаемый результат, в завершение всеми был сделан вывод что даже самые простые на первый взгляд профессии имеют свои особенности.

Список литературы

1.Макаренко А.С. Воспитание в труде // Соч.: В 7 т. М., 1957. Т.4.

2.Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски / Че- ляб. гос. ун-т. Челябинск, 1988.

3.Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к тру- ду. М., 1959.

4.Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск., 1977. – 256 с.

5.Справочник профессий Электронный ресурс . – Режим доступа: .

В процессе изучения других учебных предметов учащиеся получили достаточно полное представление о роли труда в жизни человека. Однако в настоящем курсе важно отметить органическую связь трудовой и семейной жизни людей.

Занятие целесообразно начать с выяснения того, как учащиеся понимают выражение «трудовая атмосфера семьи». Отталкиваясь от их высказываний, следует кратко подчеркнуть значение труда для развития человеческого общества.

Именно труд явился источником прогресса человеческого об щества, обеспечил огромные достижения в развитии науки, техники, искусства. Таким образом, понятия «человек» и «труд» неразделимы.

Занимаясь физическим и умственным трудом, создавая материальные и иные блага, неуклонно совершенствуя орудия и собственно процесс труда, люди вместе с тем совершенствуют и самих себя.

Далее важно показать роль труда в жизни семьи. Она непосредственно связана с трудом как в своих собственных интересах, так и на благо общества. «Без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера»,- утверждал К. Д. Ушинский.

Труд для каждой семьи служит прежде всего источником материального благосостояния. Для нормального функционирования семьи, естественно, необходимы соответствующие материальные условия: наличие жилой площади, обстановки, предметов быта и т. п., а также средств к существованию. В. А. Сухомлинский предупреждал:

«Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше - рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу».

Следует заметить, что молодые люди, собирающиеся вступить в брак, далеко не всегда задумываются об этой прозаической стороне дела. Будущая супружеская жизнь рисуется им в самых розовых красках и представляется порой как беззаботное и счастливое совместное времяпрепровождение. Реальная жизнь сурово опровергает эти иллюзии.

Правда, теперь нередко молодожены получают значительную материальную поддержку от своих родителей. Если прежде отец и мать растили себе смену, резонно полагая, что подрастающие сыновья и дочери будут им опорой, облегчат им жизнь, отблагодарят за все труды и заботы, то сейчас немало внешне вполне самостоятельных молодых людей продолжают жить за счет родителей. Однако далеко не все отцы и матери имеют возможность оказывать денежную помощь взрослым детям без ущерба собственным интересам. Уважающие себя, а также своих родителей молодые люди стремятся избегать роли великовозрастных иждивенцев, самостоятельно удовлетворяют насущные потребности своей молодой семьи.

Производительный труд на общую пользу помимо материального обеспечения приносит большое нравственное удовлетворение. Производя духовные и материальные ценности, человек делает жизнь лучше. Все это дает ему законное основание чувствовать себя нужным другим людям, обществу, ощущать себя полноценным гражданином. А это великое чувство.

Добросовестный труд вызывает естественное уважение товарищей по работе, членов семьи, всех окружающих. Высокая оценка рабочего человека на производстве, его активная гражданская позиция положительно сказываются на трудовой атмосфере семьи: другие ее члены не могут себе позволить недобросовестности, лени в атмосфере организованности, бодрости, оптимизма, ответственности.