Монизм, дуализм, плюрализм в философии xvii в. Значение слова дуализм 3 дуализм и его виды

Дуализм, имеет представление каждый Из самого названия становится понятно, что речь идет о наличии двух начал. То есть дуальность (дуализм) - это идея о существовании двух противоположных начал, которые нельзя свести одно к другому, но в то же время друг без друга они существовать не могут. Дуальности принимают форму некоторых полярных конструктов в уме человека. Ведь люди оперируют именно такими противоположными понятиями, как добро и зло, белое и черное и т.д. Принцип дуализма заключается в утверждении, что в основе всего, что есть в этом мире, лежат два противоборствующих начала. Если идти дальше, то сама жизнь есть борьба противоположностей. В покое нет жизни, развития. В борьбе рождается истина.

Метафизическое объяснение

Понятие о двух началах всего сущего древнее, как сам мир. Дуализм - это не разделение мира на два уровня, плана, это неразрывная взаимосвязь, взаимообуславливание этих противоположных начал. Как уже говорилось, без одного нет другого. Одно начало объясняется через другое. Например, без света нет тьмы, без зла нет добра и тому подобное.

Дуальность внутри нас

Согласно приверженцам дуализма, внутри самого человека также содержится дуальность. Именно она заставляет нас смотреть на мир как на противоборство несводимых начал. Как справедливо замечает человек никогда не смотрит на мир как на единое целое, он всегда разлагает действительность на бесконечное число противоположностей. Следовательно, дуализм - это наша природа. Мы как часть мира отражаем его свойства, и дуальность - тому пример.

Дуализм души и тела

Начиная с античных времен мыслителей всегда интересовало, как соотносятся тело и душа, в каких отношениях находятся эти вечные субстанции.
Существует несколько объяснений, например теория дуализма. Эта теория занимает особое положение между теорией веры, полагающей тело бренным сосудом, «тюрьмой души», и теорией отрицания, согласно которой души и вовсе нет. Приверженцы идей дуальности полагают, что тело - это совершенная субстанция, которая вполне может функционировать и без духовной составляющей. Но тело не есть человек. Суть человека, его разум и самосознание заключаются в понятии души. Последователи дуализма полагают, что душа первична, а тело является ее закономерным продолжением. Теория дуализма утверждает, что все живые существа в мире (и человек в том числе) имеют животную душу. И только человек, и то не всегда, получает духовную душу, которая и определяет его как человека. Животная душа обеспечивает жизнь тела, многие люди так и живут всю жизнь без духовной души. Таким образом, дуализм - это наиболее полное и удобное объяснение этот принцип очень распространен благодаря тому, что сознание (дух, духовная душа) и тело (материя) признаются равными по значению субстанциями, каждая выполняет свои функции, и при этом они взаимодополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, дуализм выступает как учение, которое признает наличие двух противоположных начал в каждом моменте жизни. идеальное и материальное равноправны и безотносительны. В теологии дуализм выражается в борьбе добрых и злых богов, это противоборство вечно и неизменно.

Любые из ряда философских положений, которые допускают два отдельных состояния природы или два набора фундаментальных принципов Вселенной. Как провозгласил Платон, различие существует между духом и материей. В современных дебатах проблема обычно сводится к разграничению сознания и материи. Сильная дуалистическая позиция может проявляться в понимании действия одной сферы, которое не вносит вообще никакого вклада в понимании другой; или более мягкая форма дуализма проявляется в том, что принимаются некоторые различия между, скажем, психическими и физическими явлениями, но без признания того, что они фундамен

тально различаются метафизически. Классические формы дуализма – интерактивная, когда признается, что сознание и материя – отдельные, но взаимодействующие явления, и параллельная, когда сознание и материя рассматриваются как различные проявления сложного организма и принимается, что они "развиваются по отдельным, но параллельным путям". Декарт обычно упоминается как самый сильный сторонник интерактивного дуализма; ранние структуралисты, такие какТитчнер, были яростными защитниками параллельной позиции, которую они часто упоминали как психофизический дуализм. См. духа и материи проблема и монизм.

ДУАЛИЗМ

от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее в объяснении сущего из наличия 2 против, начал - материального и духовного. В наиболее развитой форме в философии Нового времени Д. представлен в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют 2 субстанции - материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа - мышление (понимаемое шире, чем принято сейчас). Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот; субстанции не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения. Для психологии наибольший интерес представляет постановка Декартом проблемы человека, в котором реально сосуществуют духовное и материальное начала. Эту проблему Декарт пытался решить, опираясь на гипотезу взаимодействия (см. Интеракционизм), в которой роль посредницы между телом и душой возлагалась на шишковидную железу мозга (эпифиз). В постановке этой проблемы обнаружилось противоречие (непоследовательность) дуалистической философии, а именно противоречие между принципом естественной причинности и наличием 2 субстанций, которые, в сущности, не могут находиться в каузальной зависимости друг от друга. Дальнейшее развитие Д., прежде всего в философии окказионализма (Н. Мальбранш, А. Гейлинкс, Г. Лейбниц и др.), показало, что решение психофизической проблемы возможно только при полном отказе от принципа причинности. Действующая, реальная причина оказалась вынесенной за пределы наличных субстанций, в высшую божественную субстанцию. Тем самым было показано, что обоснование принципов Д. требует введения единого основания, некоего начала бытия, каковым в окказионализме является субстанция Бога.

В психологии влияние дуалистической традиции было весьма существенным и проявлялось в долгой истории существования психофизической проблемы, проблемы психофизического взаимодействия, психофизиологической проблемы и т. п. В наиболее развитом виде дуалистические принципы представлены в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен). Учение, строящееся на противопоставлении независимо существующих души и тела, сознания и мозга, приводит либо к необходимости отказа от признания причинной зависимости, либо к редукции явлений сознания к рефлексу, к мозговым процессам. Логика необходимости введения единого основания, выявленная философией окказионализма, оказывается итогом любой формы Д.

Уже в философии Б. Спинозы картезианская постановка проблемы человека как "составленного" из тела и души была снята в утверждении существования человека в качестве мыслящего тела. Универсальная природа человека обнаруживается, по Спинозе, в способности мыслящего тела строить свое собственное движение по логике любого др. тела.

Дуализм

Философская позиция, которая обычно встречается в дискуссиях о теле и разуме. Дуализм проводит различие между телом и разумом двумя способами. Параллельный дуализм рассматривает тело и разум как фундаментально различные части одного организма: они сосуществуют, но в обособленном и параллельном виде. С другой стороны, интерактивный дуализм признает отдельную природу тела и разума, но рассматривает их в процессе постоянного взаимодействия.

Дуализм

Словообразование. Происходит от лат. dualis - двойственный.

Специфика. Философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. По Декарту, есть две субстанции - материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга.

В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма (В.Вундт, Ф.Паульсен).

Дуализм

от лат. dualis - двойственный), философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту, есть две субстанции - материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы Декарт выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. Философское учение, постулирующее действенное начало и материального, и духовного. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен). Противоположность - Монизм.

Дуализм в философии представляет собой направление, согласно которому существуют два равноценных и не сводимых друг к другу основания бытия - материальное и духовное. Материальное начало является логическим продолжением сотворенного мира, а потому отвечает за физическое существование и научное познание окружающей действительности. Духовное начало, в свою очередь, представляет собой проекцию божественной воли, а в некоторых философских концепциях - воплощение сущности Бога. Отсюда возникает и понимание души как присутствие или воплощение божественного в каждом человеке.

Два мира

Примечательно, что дуализм в философии настаивает на принципиальной несводимости материального и духовного миров. Они существуют параллельно друг другу и в своих проявлениях не зависят один от другого. Такой дуализм человека выделяет его из окружающего мира и одновременно делает наиболее приближенным к Создателю. Христианский постулат о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, является наиболее принципиальным для данного течения и таким образом выделяет его на фоне иных умозрительных построений.

Десакрализация

Однако в этом отношении нужно заметить, что дуализм в философии окончательно сформировался как своеобразная метода десакрализации философского знания, освобождения от излишней религиозности и влияния католической церкви уже в период раннего Нового времени. Первоначально этот термин был введен немецким мистиком и философом Христианом Вольфом, а теоретические постулаты изложили Б.Спиноза и позже Р. Декарт. Француз, будучи мыслителем с математическим складом ума, постарался разложить ранее наработанные положения дуализма и свести все накопившиеся представления в единую систему.

Геометрия бытия

По мысли Декарта, весь мир разделен на две параллельные субстанции - res extensa (буквально - существующие или ощущаемые вещи) и res cogitans (вещи разума). Они не сводимы и сосуществуют в совершенно разных системах координат. Первая отвечает за протяженность и телесность, образуя неповторимую геометрию нашего мира. Вторая, вследствие своей привязанности к божественному разуму, воплощает и руководит душой, индивидуальным сознанием. Правда, в более поздних работах Декарт, испытывая религиозное влияние, все же описал res cogitans как проекцию божественного духа, воплощенного в каждом человеке.

Три направления

Обычно дуализм в философии условно подразделяют на три направления. Антропологический дуализм подчеркивает двойственную - телесную и духовную - природы человека. Такая позиция восходит еще к сократовским этическим построениям, однако наиболее она проявилась в христианских нравоучениях. Гносеологический дуализм наиболее проявился в дискуссиях эмпириков и рационалистов, которые по-разному понимали роль ощущений в познании. Для эмпириков приоритетом считалось накопление первичного, сенсорного опыта, за что отвечали чувства, ощущения. Рационалисты, или точнее когнитивисты, настаивали на первичности рационального, теоретического осознания окружающего мира. Здесь главным инструментом выступала даже не душа, а разум как отличительная черта каждого из нас. Онтологический дуализм по своей природе восходит к концепциям Платона, утверждавшего о наличии двух субстанциональных начал мира - телесного и идейного, позже - духовного бытия. Тем не менее представители дуализма сходились в одном: если познание и возможно, то только вследствие рационального осознания бытия. Другой вопрос - это роль опыта и компетентность накопления знания. Мы можем сомневаться в их подлинности, но не в собственных логических построениях, описывающих материальную реальность.

Дуализм-это учение, которое содержит в себе понимание о существовании двух самостоятельных начал. Их двойственность выражается в духовном и материальном воплощениях. Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке.

Дуализм в философии основные черты

В истории мысли слово «дуализм» по-разному использовалось. В общем понятии, главная идея заключается в том, что есть всего два принципа. Так, в теологии, дуалистом называют человек, который говорит о добре и зле или о боге и дьяволе как о независимых и равных по силе существ. Дуалистическую, включающую в себя несколько понятий, философию можно рассмотреть, как определение полной противоположностью монизму, чья теория говорит лишь об одном принципе. А в философии дуализм играет роль теории, которая указывает на различия между сознанием и мозгом. Так как о существовании тел в физической оболочке нам говорит здравый смысл, допускается мысль, что материалистический монизм - это «позиция по умолчанию». Поэтому во время дискуссий дуализм обычно вначале представляется с допущения реальности физического мира, а дальше кратко рассматриваются аргументы, которые объясняют, по какой причине сознание не способно оставаться просто как часть этого мира.

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Десакрализация

Стоит отметить, что философия дуализма утверждает, будто материальный и духовный миры не связаны между собой. Каждый из них существует параллельно друг от друга, и один не зависит от действий другого. Благодаря этому человек выделяется из окружающего мира и становится более приближенный к творцу мира. Дуализм придерживается также христианского понятия, что бог создал первого человека по своему образу.

Но в тоже время нельзя упустить тот факт, что дуализм в современной философии играет роль особой методы десакрализации общих знаний в философии. Это избавление от избытка религиозных взглядов и католического учения. Изначально само определение дуализма было придумано философом и мистиком из германии Христианом Вольфом, а теоретические идеи создали Б. Спиноз и Р. Декарте.

Геометрия бытия

Как считал Декарт, мир представляет из себя разделение на параллельные миры. Это были существующие вещи и вещи разума. Их нельзя свести вместе, поскольку они существуют в разных системах координат. От первого зависит протяженность и телесность, что образует общую геометрию всего мира. Второй мир отвечает за воплощение души и её руководство индивидуальным сознанием. В своих поздних сочинениях Декарт описывал мир существующих вещей ничто иное, как проекцию духа бога, который живет в каждом человеке.

Основные направления

Дуализм в философии принято разделять на три направления:

  • Гносеологический. Встречался в разговорах и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыта, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.
  • Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит , но говорить о ней стали именно в христианских учениях.
  • Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание .

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Ментальное состояние можно охарактеризовать двумя основными свойствами, которыми является субъективность и интенциональность. В этом плане физические объекты со своими свойствами могут быть доступны наблюдениям, а иногда они игнорируются, но в тоже время каждый объект, имеющий физическую форму, доступен для каждого человека. Ментальное состояние – это объединение духа, разума и эго человека, которое отправляет к богу на служение. Крайним ментальным состоянием называют обычное состояние человека, когда он воспринимает свою телесную и разумную активность и изучает любую активность своей души.

В учении дуализма указано, что ментальная субстанция не является физической и нематериальна. Но разве это возможно? В философии все склоняется к тому, что сознания человека основывается на ментальной субстанции, которая не имеет физической формы. Но в тоже время человеку необходима научная теория, которая опишет и объяснит все, что из себя представляет ментальное нечто, какие у него поведение и где его можно найти.

Дуализм в религии

Религиозное учение проводит четкую границу между существованием дух начал, равных по силе. Так бог противостоит злобный дух, и у каждого из них равные права. Дуализм в религии можно найти и в древних сочинениях и народных легендах.

  • китайское учение про Инь и Янь;
  • Древняя Персия-скопление религий свободного выбора;
  • еретические течения;
  • христианства, где представлена борьба между богом и дьяволом;
  • ислам, где о мире говорится, как о “божественном доме” и “доме войны”;
  • иудаизм, где царит вера в демонов.

В религии дуализм представлен, как соперничество двух божественных созданий. И при этом один из них обязательно должен быть злым и создает хаос, а другой добрый и наводит порядок в мире.

В восточной мистике дуализм представлен, как взаимодействие между двумя полярностями, которые отвечают за сотворенную вселенную (свет и тьма, добро и зло). Это отражено во многих символов, и самыми распространенными из них являются инь-ян. Их суть всегда была одна: тьма (инь) и свет (ян) постоянно возвращаются и следуют друг за другом. Этим они порождают сотворенный мир или, как называют китайцы, “Десять тысяч вещей”.

Дуализм также можно найти и в метафизике, где его используют в качестве примера двойственной природы частиц таких, как корпускулярно-волновые элементы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Эфир (часть 9) Дуализм волны – частицы. Физика Дж.Дж. Томсона

    Корпускулярно - Волновой дуализм. Квантовая физика. Кьюбит - шоу

    Нил Деграсс Тайсон - Разъяснение опыта с 2 щелями (эффект наблюдателя)

    Смерти нет – аргументы квантовой физики | Биоцентризм Ланца

    Физика. Корпускулярно волновой дуализм. Катющик. Лекция по физике.

    Субтитры

Типы дуализма

Онтологический дуализм

Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа :

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism ) утверждает, что сознания и материя (тело) - принципиально различные субстанции с независимым существованием.
  2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism ) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism ) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализм

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм - философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира .

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum ) и вещи [что? ] .

Антропологический дуализм

Метафизический дуализм

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект .

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.

Религиозный дуализм

Этический дуализм

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла. Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая - всего зла.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром .

Дуализм в философии сознания

Субстанциальный или картезианский дуализм

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг , как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) - которые порождают психические феномены.

Эпифеноменализм

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы - эпифеномены - по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления - это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, - и сами по себе причиной не являются.

Предикатный дуализм

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализм

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал . Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях .

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической . Например, зороастризм , являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога . Такие религии как зурванизм , манихейство , и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями , так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.