Поминальные даты со дня смерти. Закуски на поминальной трапезе. Что делать на полгода поминок

В Церкви существует несколько дней для поминовения усопших. Одни – общие (Радоница, Родительские субботы), другие – частные. Они связаны с датой кончины конкретного человека и важны для его родственников и друзей. Но при любых поминках важно помнить, что сперва нужно сходить в храм, подать записку на проскомидию, заказать панихиду, а уж потом посидеть за столом, вспоминая об усопшем.

Для умершего человека очень важна молитва. Церковь учит, что молиться за новопреставленного нужно начинать как можно раньше. Сразу после смерти родственники и друзья могут читать псалтырь по усопшему или .

В первый же день после кончины человека стоит заказать сорокоуст (сорок поминальных литургий за усопшего) в храме. В идеале сорокоуст должен продолжаться с первого по сороковой день со смерти, но на практике чаще бывает, что сорок литургий заканчиваются позже сорокового дня после кончины. Все это время человек поминается как «новопреставленный».

По православной традиции с первого по третий день после кончины душа находится на Земле и посещает близких родственников и места, которые ей были дороги.

На третий день человека отпевают в храме. Эта традиция связана с Воскресением Христовым на третий день после распятия.

Любой умерший крещеный человек, если он не отрекся от православия или не перешел в другую веру, может быть отпет в храме.

В наши дни не всегда удается отпеть и похоронить усопшего именно на третий день после смерти. В этом случае человека отпевают и хоронят тогда, когда это возможно, но молитва в третий день после кончины очень важна.

На девятый день после кончины, как говорит преподобный Макарий Александрийский, душа видит рай и поклоняется Богу. В этот момент ей тоже нужна молитва, поэтому нужно помолиться дома и пойти в церковь, подать записку на литургию () и заказать панихиду.

С девятого по сороковой день после смерти, как говорят многие святые отцы, ангелы показывают человеку и помогают пройти испытания, которые проходит душа. Конечно, до конца люди не могут представить себе, что происходит с человеком после его смерти, но Церковь и святые говорят о том, что усопшим христианам помогают молитвы живых.

На сороковой день умерший отправляется до Страшного суда либо в рай, либо в ад. В это время ему тоже нужна молитва на проскомидии и поминовение на панихиде.

В дальнейшем особое поминовение нужно в годовщины смерти. В этот день после молитвы в храме и дома родственники могут вспомнить дорогого им человека за торжественным обедом.

Многие святые отцы называли день кончины днем рождения человека в новой жизни, поэтому скорбь от потери близкого человека в это время может смягчаться радостью от того, что христианин уже ушел ко Христу и может после смерти молиться о своих живых близких.

За усопших Церковь молится и во . Самыми главными из них являются две вселенские субботы – Троицкая (накануне Дня святой Троицы), и (за две недели до начала Великого поста) Мясопустной недели. Обе этих субботы не имеют фиксированной даты и празднуются каждый год в разное время в зависимости от дат Великого поста и Пасхи.

Очень важно помнить, что умершим христианам молитва за них нужна постоянно, поэтому в идеале каждый день после кончины человека для его близких должен стать «днем поминок».
На заставке фрагмент фото

Святая Церковь молится постоянно о всех "прежде почивших отцех и братиях наших", но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

Поминовение усопших в третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается потому, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.

Первые два дня душа еще пребывает на земле и с сопровождающим ее Ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями о земных радостях и горестях, делах добрых и злых. На третий же день Господь повелевает душе вознестись на Небеса для поклонения Себе.

В течение шести дней, с третьего до девятого, душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении Ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. На девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу Ангелы отводят душу в ад, где она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. На сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоится по своим делам.

Именно поэтому особенно усиленные молитвы за умерших мы должны возносить на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Но эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви, положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, проведя сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, помогает победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Что мы можем сделать для близких в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, т.е. ежедневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности хорошо заказать сорок обеден и даже в нескольких храмах.

Если смерть человека случилась во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения - обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественной литургии каждый день не бывает.

Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихиды не служатся, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказываются ни обедни об усопших, ни панихиды. Только со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) в храмах начинают принимать заказы на сорокоусты и обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей.

День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Поэтому мы празднуем память наших близких по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие о помиловании их душ, о даровании им вожделенного отечества в вечное наследие.

В третий, девятый и сороковой дни, а также в годовщину смерти надо заказать в церкви обедню об упокоении усопшего. Дома в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.

Следует поминать усопших и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили). В дни их памяти надо заказать в церкви обедню об их упокоении, панихиду, помолиться за них дома, помянуть их за своей трапезой.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Он описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем... преломлять для них хлеб (Иер. 16, 7).

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных и близких? К сожалению, нередко поминки превращаются лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе обобщен опыт людей, живущих православной жизнью, разрозненные советы и пожелания сведены воедино.

Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвертую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели - особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это поминовение называется встречным. Делается так потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, когда совершается Божест­венная литургия.

В первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. В Церкви поется Пасхальный канон. Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает только со вторника Фоминой недели, Радоницы, о которой говорилось выше. С этого дня в храме по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду. Келейно со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Поминки - это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем упиваться вином?

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, - это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угостить пришедших повкуснее, посытнее. Но при этом нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов - постной, в мясоед - скоромной.

Молитвы читают перед святыми иконами с зажженной лампадкой или свечой. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего.

Непосредственно перед едой читают молитву Отче наш . Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы (риса), смешанные с медом (изюмом). Зерна служат символом Воскресения, а мед (или изюм) - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем ее отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

Традиционными поминальными блюдами считаются на Руси блины и кисель.

Но самое главное - молитва об упокоении и помиловании души умершего человека. Если даже так случится, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, поминовение от этого не будет хуже. Если в доме не окажется и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание за души умерших шло от нашего сердца.

Во время поминок принято оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд; это очень древний обычай.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: Ешьте, что вам предложат (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.

Поминовение усопшего после погребения

Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом сам день кончины считается первым).

Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и преданиях Церкви как время, необходимое для приготовления, для принятия особого божественного дара, благодатной помощи Отца Небесного.

Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь после сорокадневного поста.

Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия.

Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении.

Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного Суда.

Молитва в сороковой день чрезвычайно важна, ибо ею заглаживаются грехи умершего. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни - день рождения, смерти, именины покойного.

Для православного верующего день смерти ближнего - это день рождения в новую, вечную жизнь.

Как молиться в дни поминовения

В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день - зависит от времени и сил читающих, но чтение непременно должно быть ежедневным. После прочтения всей Псалтири она читается сначала. Не следует лишь забывать после каждой "Славы..." чтение молитвенного прошения о поминовении усопшего (из "Последования по исходе души от тела ").

Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на различные обстоятельства, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или заказывают его в монастырях (т.н. "неусыпаемая Псалтирь"). Конечно, Бог слышит и такую молитву. Но она будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. И не стоит жалеть на это ни сил, ни времени.

В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит 118-й псалом). Ее называют поминальной, а в богослужебных книгах - "Непорочны" (по слову, находящемуся в первом ее стихе: "Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни").

После кафизмы читаются положенные тропари (они сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними - псалом 50-й и тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим".

После этих тропарей читается канон "Последование по исходе души от тела ".

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан

Святая Православная Церковь в мудром попечении о душевном спасении своих верных чад издревле предназначила особые дни в году, в которые возносится за усопших церковная молитва, способствующая облегчению их загробной участи.


Таких дней в году:

1) суббота седмицы Мясопустной,

2) суббота 2-й седмицы Великого поста,

3) суббота 3-й седмицы Великого поста,

4) суббота 4-й седмицы Великого поста,

5) вторник 2-й седмицы по Пасхе,

6) суббота 7-й седмицы по Пасхе,


Представление всех покойников "родителями", т.е. принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни, особенно субботы, совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.

Именно в субботу полагается молиться об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, поминать умерших родных и близких.

Как поминать? В каждом "православном молитвослове" в конце утренних молитв помещены молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя к ним молитвенное прошение из "Последования по исходе души от тела".

Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

Мясопустная родительская вселенская суббота отмечается за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, в том числе умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.

Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в следующие три дня: родительские вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.

В субботу 7-и седмицы по Пасхе, пред святою Пятидесятницею, совершается поминовение всех усопших христиан в той мысли, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, которое простирается на живых и умерших. Установление поминовения усопших в Троицкую субботу относится к первым временам христианства. Святой Василий Великий к своим молитвам, читаемым в день Пятидесятницы, присоединил и моление об усопших в вере братиях: «Христе Боже наш... услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братии наших, и прочих сродников по плоти и всех своих в вере, о них же и память творим ныне... Приими убо, Владыко, мольбы и моления наши и упокой... вся преждепочившие души... в стране живых, в Царствии Небесном, в рай сладости, вводя вся в Святыя Твои обители» (3 пол.).

29 августа, в день Усекновения честныя главы святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, русскою Церковью установлено в 1769 году совершать поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных.

Троицкая вселенская родительская суббота отмечается перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан.

Частные родительские дни.

Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день, когда живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа, принято называть Радоницей. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы крашеные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели).

11 сентября , в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Это поминовение установлено в Русской Церкви при императрице Екатерине II (по указу 1769 г.), во время войны с турками.

В субботу перед 26 октября, днем памяти святого и славного великомученика Димитрия, мироточца Солунского, совершается поминовение всех православных христиан, в вере и уповании скончавшихся. Это поминовение установлено великим князем Димитрием Донским после Куликовской битвы в 1380 году и первоначально совершалось лишь о воинах, на брани убиенных.

Польза поминовения о усопших, принесения бескровной жертвы за них и молитв наших о них велика и бесспорна. Об этом свидетельствуют на пространстве тысячелетия (IV XIV вв.) единогласно отцы и учителя Церкви: святой Ефрем Сирин, преподобный Макарий Египетский, святой Иоанн Златоуст, святой Кассиан, блаженный Августин, святой Иоанн Дамаскин, святой Симеон Солунский и др.

Димитриевская родительская суббота свершается за неделю перед 8 ноября (день памяти вмч. Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Дмитрием Ивановичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 (21 по новому стилю) сентября 1380 г., князь Дмитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела.

Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но и всех усопших.

Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. День победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

В эти дни закажите о своих близких, родных обедню или поминовение на проскомидии (в переводе с греч. - приношение). Это листок с заголовком "Об упокоении", в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством).

В такие дни хорошо посетить могилы умерших, в церкви помолиться во время панихиды об их упокоении, а дома читать 17-ю кафизму.* Не забудьте помянуть умерших во время трапезы.

Очень часто в миру мы не знаем, как правильно организовать поминки усопшего близкого нам человека. И когда полагается поминать усопших? Не секрет что существуют определенные обряды, когда поминают усопших на второй день после похорон, на 9 дней со дня смерти, на 40 дней и на годовщину, обо всем этом отдельно мы уже писали. Но часто возникают вопросы о том, можно — ли, и положено – ли устраивать поминки по усопшим, на полгода после смерти, а также как именно делать такие поминки, и сегодня мы детально поговорим об этом.

Православные христиане часто поминают усопших родственников в храмах и церквях часто, не обращая внимания строго на даты. Ведь в главное в молитве это упокоение души усопшего человека. А в суете повседневной жизни очень часто люди забывают о необходимости прийти в храм и поставить свечу за упокой. А многие даже не знают, как правильно поминать умерших по прошествии, шести месяцев со дня смерти.

Как провести поминки на полгода со дня смерти?

Хотя в церкви нет определенных правил о том, как проводить поминки на полгода со дня смерти и кого надо приглашать на них приглашать, нет и запретов на организацию поминок на половину года, но и предписаний о том, что эти поминки устраивать надо, тоже нет.

Тем не менее, совершить молитву, вспомнить добрым словом покойного никогда не помешает, даже если эта дата не является официальной и обязательной. Ведь душам усопших не нужны хвалебные тосты и кушанья, главное, чтобы звучала молитва о них.

Как правильно поминать усопших в церкви

Чтобы правильно помянуть усопшего на полгода, в церковь нужно прийти на вечернюю службу или перед началом Литургии. Можно подготовить дома или в самом храме и подать специальные записки с именами усопших. При этом надо знать, что указываются имена только крещенных усопших христиан.

Вверху записки надо поставить православный восьмигранный крест, написать название «Об упокоении» и написать имена. При этом надо имя писать в родительном падеже, а также имя должно быть написано полностью: Марии, Анатолия.

«Маша и Толя» — такие записи не допускаются. Во время службы происходит поминовение усопших во время вынимания частиц из просфор. Можно самостоятельно помолиться об усопших во время заупокойной ектении. Или поставить свечу перед каноном с распятием.

Ваша молитва об усопшем родственнике будет более действенной, если вы во время службы вы подойдете к причастию.

Так же в день поминок нужно принести в храм пожертвования. Подайте милостыню нищему, с просьбой молиться об усопшем.

Организация поминального стола на полгода со дня смерти

У христиан давно существует обычай за трапезой поминать усопших родственников, о том к мы уже детально писали в прошлых статьях. Только надо помнить, что в этот день за столом все собираются не для того чтобы встретиться с родными и вкусно поесть. Цель поминок — чтение молит о душе усопшего.

Перед принятием пищи в честь усопшего на полгода со дня смерти, надо совершить литию. Это часть богослужения, совершаемого в храмах, и его может совершить простой христианин. В крайнем случае, надо прочитать Псалом 90 и молитву «Отче наш».

Или же дома прочитать молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Желательно, чтобы молитву читали все вместе, кто собрался на поминки. И начинать трапезу во время поминок надо с кутьи или колива. Это отваренные с изюмом и медом зерна риса.

Все хозяева стараются хорошо угостить гостей, но при этом надо помнить, что во время поминок следует соблюдать посты. И после молитвы можно поднять небольшой бокал вина. При этом все понимают, что усопшим неважно, сколько мы выпили водки и съели мяса, главное добрым словом помянуть усопшего.

Что делать на полгода поминок?

Прошло полгода со дня смерти близкого вам человека. Боль утраты немного улеглась, но остается добрая память. В день поминок можно подать на стол любимые блюда умершего, отдать какие – то вещи покойного родственникам в память о нем.

Утром дома, в день поминок на полгода со дня смерти зажгите свечу, поставьте фотографию умершего рядом с иконой и прочтите молитву. Если в этот день будет служба в храме, то до начала службы зайдите в храм и, отдав пожертвование на храм, купите свечу.

Тут же в храме закажите заупокойную службу, при этом надо подать записку с именем усопшего. После того как вы отстоите службу, надо купить еще одну свечу и тогда можно идти на кладбище.

Когда вы пришли на могилу к умершему, надо зажечь свечу, и принести немного продуктов и положить на могилу. При этом существует поверье, что душа умершего человека в день поминовения находится рядом, витает в облаках. Поэтому молитва заупокойная будет очень важна. Все, кто подошел к могиле, можно пригласить к поминальному столу домой.

Дома после прочтения молитвы можно садиться за стол и поминать усопшего. При этом надо учитывать посты и воздержаться от употребления спиртных напитков.

Блюда, подаваемые на стол во время поминок полгода со дня смерти родственника

Во время поминок на стол на Руси подавались традиционные блюда, такие как кутья, медовая сыта и разнообразные кисели. Начинался обед кутьей, а заканчивался обязательно киселем и сытой.

В зависимости от регионов проживания традиционными блюдами во время поминок на полгода подавали в северных регионах России пирог с рыбой, а в южных районах блины. В настоящее время все чаще в кафе и ресторанах существует специальное меню для поминальных столов. Церковью такие поминки не возбраняются, но желательно придерживаться постов и накрывать поминальный стол без спиртных напитков.

На поминальном столе всегда оставляется самое почетное место для покойного, так как до сих пор считается, что в это время усопший находится рядом и это его гости. Оставляется миска, чашка для него и при этом говорят такие слова: «Приди, родной, покушай с нами!».

Пища обязательно должна быть постной, если поминки устраиваются в пятницу или среду . Если поминки выпадают на , то их можно организовать только в субботу или воскресенье.

На Руси поминальную трапезу обычно завершали пирогом. Который выносили на большом блюде. Вокруг пирога стояли свечи, после того как их погасят, раздают этот пирог нищим на помин души умершего.

Поминальная кутья (коливо, сочиво, канун)

Для приготовления кутьи надо на ночь замочить промытые зерна пшеницы, затем приготовить их до готовности и заправить разбавленным медом или сахаром. К зернам добавляют мытый и высушенный изюм. Вместо пшеницы можно использовать рис для приготовления колива.

Закуски на поминальной трапезе

Рулетики из ветчины с сыром и чесноком

Состав. 300 гр. ветчины нарезать тонкими ломтиками яйца сварить и отделить белки от желтков. Натереть яйца на терке, желтки на мелкой, а белки на крупной. Соединить белки яичные, чеснок, измельченный и зелень с майонезом.

Смесь уложить на ломтик ветчины и свернуть рулетом. Рулетик обмакнуть в майонез и обвалять в тертых желтках и уложить на тарелку.

Помидоры, фаршированные рыбным салатом

Для приготовления этой закуски надо взять 4-5 помидор, банку рыбных консервов, отварить 5 штук яиц, зелень, перец и соль.

В вымытых помидорах надрезать верхушку и аккуратно чайной ложкой вынуть мякоть. Яйца потереть на терке и соединить с мякотью помидоров. Консервы размять ложкой и смешать с майонезом. Помидоры поперчить и посолить. Яичную смесь и рыбную соединить и уложить в помидоры. Украсить сверху зеленью или тертым сыром.

Баклажаны с помидорами и чесноком к поминальному столу

Приготовление: необходимо вымыть 3-4 баклажана, 4-5 помидор, 4зубочка чеснока, зелень петрушки, кинзы соль и перец.

Вымытые овощи осушить и порезать кружочками толщиной 0, 6-0,8 мм.

Баклажаны обжарить на подсолнечном масле с обеих сторон, и выложить на салфетку, чтобы удалить излишки масла. Уложить их на тарелку и сверху кусочки помидор, измельченный чеснок и зелень.

Салат «Весенняя свежесть»

Для приготовления этого салата потребуется огурец 1 шт., помидор 2-3 шт., 4шт. редиса, 1 столовая ложка зернистого творога и 2 -3 столовые ложки йогурта, зелень. Соль добавить по вкусу.

Вымытые и высушенные овощи измельчить соломкой, зелень измельчить и уложить все в салатник, ввести в состав творог, заправить йогуртом, посолить.

Мясо по-французски к поминальному столу

Состав
свинина - 400-500 г,

лук репчатый - 3-4 штуки,

сыр твердый - 200-300 г,

майонез - 400 г,

перец, соль, зелень.

Чтобы сделать мясо по-французски к поминальному столу на полгода, мясо порезать вдоль волокон на пласты толщиной 1см. Кусочки эти отбить, посолить и поперчить. Уложить на смазанный маслом противень плотно друг к другу. Уложить на каждый пласт лук, резанный полукольцами, можно добавить грибы или картофель.

Залить обильно майонезом и посыпать тертым сыром. Выпекается это блюдо при температуре 180°C. В течение 25 минут.

Постные блюда, подаваемые на поминках

Рыбный студень

Приготовьте 1кг. рыбы разных сортов. Разделайте ее и порежьте на кусочки.

В кастрюлю налейте 1, 5 литра воды и сварите рыбные отходы. Добавьте в посуду 1 морковку, 1 шт. репчатого лука, соль и перец и положите в этот бульон кусочки рыбы. Варите ее до готовности. Разложите рыбу на блюдо и залейте процеженным бульоном с добавлением желатина. И поставьте в холодное место для застывания.

Картофельный салат с маринованными грибами и зеленым горошком

Варенные в мундире 8-9 картофелин очистить от кожуры и нарезать кубиками. Маринованные грибы измельчить. Лук очистить и порезать полукольцами. Жидкость из банки с зеленым горошком слить и все сложить в салатник. Заправить растительным маслом. Посолить и добавить по желанию. Зелень.

Баклажаны, фаршированные грибами

Для приготовления этого люда надо взять 2шт. баклажан, 2 шт. болгарского перца, 1 шт. лука репчатого, 2шт. помидор, 150 гр. Грибов шампиньонов, 2-3 зубчика чеснока, зелень петрушки или кинзы, грецкие орехи, растительное масло, соль, перец.

Баклажаны надо разрезать на половинки вдоль и удалить из них мякоть чайной ложкой. Выложить баклажаны на противень, смазанный маслом и внутри посолить каждую из «лодочек».

На сковородке поджарить мелко резанные перец, лук, мякоть баклажан. Добавив в конце приготовления тертые на терке помидоры без кожицы. Отдельно поджарить шампиньоны и соединить их с овощами.

Когда будут готовы «лодочки» из баклажан наполнить их начинкой и посыпать сверху тертыми орехами.

Как приготовить кисель яблочный поминальный

Чтобы приготовить поминальный яблочный кисель, в кастрюлю надо налить 1,5 литра воды и довести до кипения. Положить в воду 5-9 шт. порезанных на мелкие кусочки яблок и добавить кусочек корицы. Кипятить на медленном огне 5-7 минут.

Потом процедить этот отвар и протереть сквозь сито яблоки. Добавить их в отвар положить в него 250-300 гр. сахара, и отжать сок 1\2 лимона. Вскипятить этот состав, при этом постепенно ввести 1\2 стакана муки и быстро размешать все. Дать остыть и подавать на стол.

Надеемся, что наша статья поможет вам в организации поминок на полгода со дня смерти ваших близких родственников, а также читайте (годовщину) и , а также о том в какие дни поминать не стоит.