Горе от ума краткое смысл произведения. Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Второй вариант). Тест по произведению

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум - “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, - ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений - “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами - пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль...” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества - это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:

Спросили бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя.

Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические - все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин - “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества - либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения. “Умный человек, - замечал Гельвеции, - часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.

Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.

Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, - с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.

Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.

Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.

Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию - показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения - старые консервативные конформисты-аристократы поклоняющиеся чинам, богатству, всеми силами старающиеся сохранить существующий привычный уклад жизни и передовые люди, стремящиеся к переменам, желающие о лучшей жизни, чем у них есть.

В произведении наблюдается противостояние Чацкого и Фамусова, и столкновение это совершенно предсказуемо. Этот конфликт должен был быть, ибо старые обыватели как Фамусов, привыкшие заботиться лишь о личном благе, и равнодушные к чаяниям окружающих, терпеть не могут таких как Чацкий, "сеющих смуту", нарушающих всем прижившийся порядок, стремящихся к установлению справедливости. В таких как Чацкий, Фамусов видит настоящего врага, угрозу своему высокому положению, своей безбедной праздно-отупляющей жизни. Дух горделивости и высокомерия царит на балах у Фамусова. Чацкий попав на один из балов впал в непосильную скуку из-за того сонма обитающего там (от скуки его не спасла даже влюбленность, настолько всё было удручающе). А все потому что интересы их ограничиваются лишь ассигнациями и званиями. К тому же все гости насторожены по отношению друг к другу, среди них витает атмосфера неприязни, высокомерия.

Что хотел сказать нам Грибоедов этим произведением? В чем же спрашивается смысл комедии? Он заключается в верности Чацкого своим убеждениям, несмотря на душевные терзания и множественные неудачи. В гнусном доме Фамусова он играет роль обличителя невежественных обывателей, ретроградов прилагающих все усилия свои на удержание существующего порядка, не стремящихся к более честной и справедливой жизни, думающих о себе. Такие субъекты тормозят наше время, развитие мира, а подобные Чацкому заставляют нашу планету вертеться и прогрессировать. Такие как он стараются освободить простой люд от непосильного гнёта.

В пьесе Горе от ума суть заключается в конфликте между одаренной, прогрессивной личностью (склонной к декабризму) и фамусовским обществом (почитание денег, чинов, тщеславие и лицемерие) который предстает как борьба за права и достоинства человека. Устами Чацкого была выражена позиция автора по отношению к современному ему социуму. Очень много образов из произведения стали нарицательными, а отдельные отрывки афоризмами.

Вариант 2

Сатирическая комедия, которую написал один из известных русских авторов 19 века – Александр Сергеевич Грибоедов. Изначально Грибоедов задумывал написание комедии про достаточно странные и жестокие условия жизни простых крестьян во время действия крепостного права.

Так как комедия затрагивает сатиру, то это произведение даёт читателю понять, что даже самый умный человек, который не совершал ничего плохого, тоже может стать объектом различных сплетней, обсуждений и так далее. Главная тема комедии – пороки человечества, которые как высмеивают, так и стараются скрыть. Лицемерие и чинопочитание заставляет читателя задуматься, как два этих главных порока могут повлиять на исход произведения.

Название произведения, «Горе от ума» скрывает в себе небольшой смысл, который раскрывается в самом произведении. Ведь легче обвинить другого человека в неграмотности или безумии, чем поменяться самому и стараться жить в соответствии с новыми направлениями и стилями самой жизни, которые пришли с наступлением нового века.

Также в комедии затрагивается крепостное право, придворные нравы и многое другое, что влияет на сам смысл произведения и на его суть. При прочтении данного произведения можно заметить его связь с декабризмом, однако сам Грибоедов не был в составе декабристских обществ и не разделял основные направления декабризма вместе с друзьями или в литературе.

Не самый глубокий смысл комедии проявляется в том, что Чацкий при всех своих приложенных усилиях, несмотря на свои неудачи на протяжении действия комедии и несмотря на нравственные принципы и муки не стал отступать, а остался верен своим внутренним идеалам.

Грибоедов не постеснялся добавить в это произведение некое противостояние, с одной стороны выступали аристократы, которые не хотели уходить от яркости жизни, а с другой стороны выдвинулось общество прогрессивно настроенных людей, которые хотели наполнить свою жизнь яркими эмоциями и незабываемыми воспоминаниями. Другими словами, в этой комедии столкнулись два поколения – новое поколение тогдашнего 19-ого века и поколение прошедшего, 18-ого века. Данное разногласие между двумя поколениями не пропало и сейчас, в 21-ом веке.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение

    Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

  • Анализ романа Война и мир Толстого

    Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном

  • Сочинение Что такое Мечта? (9, 11 класс. ОГЭ ЕГЭ)

    У каждого есть какое-либо желание. Оно у всех может быть разным, ведь мы все по-разному думаем, мыслим, индивидуально смотрим и формируем в себе те или иные взгляды на жизнь. Но несмотря на все эти различия

  • Сочинение Взаимоотношения отцов и детей (Отцы и дети Тургенева)
  • Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка 7 класс

    В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь.

Комедия Грибоедова под названием "Горе от ума" - это произведение, которое не нуждается в особых усилиях для того, чтобы его оживить и сделать современным. С одной стороны, его персонажей часто можно встретить в ежедневной жизни, а с другой - и их переживания порой присутствуют в реальности многих читателей.

В чем уникальность произведения "Горе от ума"? Смысл этой комедии не убит временем! И это один из уникальных в своем роде случаев в истории не только русской, но и мировой литературы. Годы не властны над этим творением. За прошедшие две сотни лет несколько поколений, сменявших друг друга, смогли открыть для себя новый смысл комедии "Горе от ума".

Уникальное творение Александра Сергеевича

Уже само название комедии затрагивает те жизненные обстоятельства, которые практически каждому читателю приходится время от времени переживать. Противопоставление ума и глупости очень важно для любого человека. Ведь на каждом этапе своего взросления люди постоянно набираются опыта, становятся мудрее, развиваются. В чем же смысл названия? "Горе от ума" опирается именно на те события, которые происходят с любым человеком в реальности.

Такое противопоставление - одна из важнейших драматических коллизий, которая существует в мировой литературе. И мысль о том, что ум есть опасное свойство человеческого организма, затрагивают многие авторы в своих произведениях. Но только Грибоедов передает смысл произведения "Горе от ума" в комедийной форме.

Театральное искусство во времена Александра Сергеевича

Комедия во времена этого выдающегося писателя представляла довольно важную часть жизни, так как развлечения большинства дворян были сосредоточены вокруг театрального искусства. В Москве на тот момент существовало более двадцати домашних храмов Мельпомены.

Туда не продавали билеты, а приходили только близкие знакомые и родственники. И наряду с балами и праздниками такие домашние спектакли составляли немаловажную часть быта и ежедневной жизни всех образованных людей России.

Сочетание смешного и серьезного - прием, помогающий раскрыть смысл произведения "Горе от ума" совершенно в особенном свете. Во-первых, Александр Сергеевич хотел создать произведение, которое должно было разнообразить досуг и свободное времяпрепровождение людей его общества, а во-вторых, хотел показать, что волновало каждого в отдельности.

Горечь, смешанная с весельем. Смех, наполненный слезами. Именно такое парадоксальное сочетание рождает не только момент прозрения, но и передает смысл комедии "Горе от ума". Происходит это, когда главный герой понимает, что его ум многие окружающие воспринимают как безумие.

Балаганный язык, используемый в книге

Как воспринимали смысл названия - "Горе от ума" - читатели и современники Александра Сергеевича? Чтобы представить это, нужно учитывать исторические факторы и сам стиль написания этого творения.

Во времена написания комедии Грибоедова были очень популярны балаганные или ярмарочные представления, где граница между подмостками театра и зрительным залом, в котором находилась публика, стала условной. И актер, находящийся на сцене, совершал зачастую импровизированные действия.

Именно таким языком уличных постановок и постарался передать смысл произведения "Горе от ума" Александр Сергеевич. За каждым персонажем, находящимся в его творении, читатель мог узнать того человека, которого встречал в жизни. С этим связано несколько догадок и легенд о прототипах героев.

Легенды о создании уникального творения

Существует легенда, что автор начал писать свое произведение после того, как столкнулся с публикой в одном из салонов светского общества. А монологи Чацкого - это, в сущности, его собственные речи, когда он вступил в конфликт с окружающими.

Еще одна версия гласит, что источником является история Чаадаева, объявленного сумасшедшим. И еще множество домыслов имеет право на существование. Все дело в том, что в комедии сюжет построен именно так, что любая проекция на существующую жизнь найдет подтверждение в реальных фактах.

На сцене каждый может узнать, что происходит с ним или его знакомыми в повседневной жизни, и даже провести параллель с некоторыми персонажами. В этом - сила комедии "Горе от ума".

Смысл рассказа о жизни Фамусова - показать типичного представителя дворянства своего времени. Он подчиняется общественному мнению, а не выражает собственную точки зрения.

Чацкий, наоборот, постоянно пытается бороться с окружающими нравами. Многие другие персонажи также зачастую напоминают окружающих людей. Вот эта постоянная возможность перехода из сценических обстоятельств в реальные - неотъемлемое свойство комедии Александра Сергеевича Грибоедова.

История создания комедии

Важен не только смысл названия - "Горе от ума" - но и главная задача произведения, которая состоит в том, чтобы путем смеха выявить причины человеческой глупости. Цель Александра Сергеевича - не изображение характеров, а непосредственное выражение тех чувств, которые несут с собой его сценические персонажи.

Комедия Грибоедова переделывалась бесчисленное количество раз. Совершалось это для того, чтобы произведение мог прочесть один человек, изображая всех персонажи, в лицах. Такая форма пьесы сохранялась вплоть до тысяча восемьсот тридцать третьего года, то есть до момента постановки комедии на театральной сцене.

Содержание "Горе от ума" (краткое). Смысл произведения

Почему так упорно цензура на протяжении нескольких десятилетий боролась с комедией, не допуская ее для постановки не только в императорском театре, но и в качестве домашнего спектакля. Слишком много крамольного и предосудительного в насмешках Чацкого видели редакторы и не допускали творение Александра Сергеевича к печати. Очень легко персонажи судили о том, что происходило на тот момент в стране.

В связи с этим создалась довольно парадоксальная ситуация. Комедия была запрещена к полной печатной публикации цензорами. Поэтому на сегодняшний день насчитывается огромное количество именно рукописных экземпляров.

Практически в каждой дворянской семье находился текст этого произведения, переписанный от руки. Он использовался для домашних постановок или простого чтения. И цензура прекрасно знала о таком положении вещей. Но комедия все равно продолжала находиться под запретом.

На первый взгляд содержание произведения достаточно незатейливо. Все действие происходит в доме Фамусова, где появляется основной персонаж Чацкий, отсутствовавший в городе длительное время. Его визит сразу вызвал массу негативных эмоций, как со стороны его давней подруги Софьи, так и ее отца.

По мере появления новых персонажей комедии, читатель не только видит их разнообразные характеры, но и постоянно слышит острые суждения молодого Чацкого в отношении каждого из гостей жилища Фамусова. Визитеры этого дома стараются превознести хозяина имения и нравы, царящие вокруг.

Юноша же полон современных взглядов и не только пытается отстоять собственную точку зрения, но и достучаться до остальных персонажей комедии. К сожалению, он остается непонятым, и все его суждения воспринимаются обществом Фамусова очень категорично, что и приводит в конце пьесы к грандиозному скандалу.

Главный герой произведения Александра Сергеевича

Для того чтобы понять не только смысл названия - "Горе от ума" - но и всю его сюжетную линию, достаточно обратить внимание на монологи главного персонажа - Чацкого - и оценить их. Именно в них присутствуют те пластические образы, которые хотел передать Александр Сергеевич. Он выражает те чувства и взгляды, какие интересуют его поколение.

Все фразы в комедии Грибоедова построены так, что создают видимость диалога между актером и зрителем. И главный смысл складывается не из того, что говорит персонаж, а как именно он это делает. Это имеет огромное значение для понимания любого драматического сюжета. В любом диалоге или монологе "Горя от ума" можно обнаружить как признаки ума персонажа, так и признаки глупости. И даже то величие ума, которое характерно для мудрецов.

И совершенно очевидно, что Чацкий - не рупор авторской идеи, а самостоятельный герой. А Александр Сергеевич Грибоедов - это человек, который напитал его мыслями и чувствами. Автор и персонаж не являются между собой единством. Поэтому смысл комедии для каждого читателя будет своим, в зависимости от его восприятия окружающей действительности.

Крушение надежд и иллюзий

В чем же заключается смысл финала? "Горе от ума" состоит из неожиданных открытий главных персонажей. Для кого-то это драма в личных отношениях, а для других - крушение собственных иллюзий и идеалов. Например, для Чацкого, попытавшегося вступить в борьбу с окружающим миром, трагичным открытием стал консерватизм общества, которое не собирается принимать новые политические и социальные взгляды персонажа.

И, несмотря на то, что Чацкий был изгнан из этого круга, который не пожелал менять ничего в своем привычном укладе, этот человек своими новаторскими идеями все-таки смог пробить значительную брешь в сознании общества. Но, к сожалению, как и все первопроходцы, был не понят, отвергнут и изгнан.

Самое замечательное произведение, которое создал Александр Грибоедов - "Горе от ума". Смысл этой комедии заключается в том, чтобы обрисовать читателю живые и реальные типы людей с их настоящими проблемами, конфликтами не только личными, но и общественными. Благодаря этому комедия не только стала популярна среди современников автора, но и продолжает оставаться актуальной для многих поколений.

Хоть есть охотники поподличить везде,

Да нынче смех страшит

И держит стыд в узде.

А. Грибоедов

Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.

Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.

Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.

Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.

На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.

В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..”

Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”.

Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:

С такими чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица, смеялась надо мной!

В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?..

Вот я пожертвован кому!

Но жертва любви - не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”, - объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.

Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.

В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.