Иван великопольский студент духовной

Наверное, не зря рассказ «Студент» Антона Павловича Чехова начинается описанием хорошей погоды, постепенно изменившейся. Стало темно. Подул холодный ветер. «По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой».

Именно такая погода и застала в пути студента духовной академии Ивана Великопольского, которому казалось, что этот холод, наступивший так внезапно, нарушил во всем порядок.

Юноша думал о лютой бедности, существующей во все века: и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.

Так, размышляя, он подошел к костру, у которого грелись две вдовы: Василиса и её дочь Лукерья. И Иван вдруг стал рассказывать о событии, написанном в Евангелиях: о Петре, который грелся у костра так же, в холодную ночь. Он говорил о тайной вечере, когда Петр сказал Иисусу: «С Тобой я готов и в темницу, и на смерть»; о том страшном моменте, когда Иисуса арестовали, а Петр шел следом и видел, как Его, измученного, били и пытали. Этот ученик Христа очень любил Иисуса, а теперь был свидетелем Его тяжких страданий.

Но слова Христа, предсказанные им на тайной вечере, начали сбываться: Петр отрекся от Него трижды.

Студент эмоционально стал описывать этот суровый момент, как ученик Иисуса испугался, как смутился и говорил: «Я не знаю Его». А потом заплакал, увидев взгляд Иисуса и вспомнив предсказанное Им еще там, в горнице. «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…» – говорил студент.

Отчего плакала Василиса?

Рассказ молодого человека произвел на Василису неизгладимое впечатление. Она заплакала. На лице её дочери Лукерьи также отразилась боль.

Иван подумал: если Василиса так отреагировала на его рассказ, то произошедшее в страшную ночь с Петром имело отношение и к ней. «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Но почему ключевым моментом для автора повести стало описание именно страданий Петра? Почему студент духовной академии не обратил внимание на Иисуса, предающего Себя за грехи человечества, а значит, и этих двух вдов тоже? Почему не указал на спасение и жизнь вечную, которые Бог дает всякому, осознавшему, что Иисус пострадал именно за него и покаявшемуся перед Ним. Ведь Спаситель ради нас пошел на такую жертву, «претерпев поругание от грешников».

Эти вопросы справедливо могут возникнуть в душах верующих читателей. Но, к сожалению, автор рассказа Антон Павлович Чехов, вложивший в уста героя речь, обращенную к вдовам, не преследовал такой цели, так как сам разочаровался в религии. Хотя рассказ «Студент» был одним из его самых любимых произведений.

На сайте “Реальные книги” вы можете ознакомиться с кратким содержанием произведения Антона Павловича Чехова , где рассказывается история одного путешествия.

История создания рассказа «Студент»

В Германии рассказ «Студент», считают перлом «нового направления».

Как Чехов относился к религии

Для вдумчиво исследующих творчество Антона Павловича Чехова людей не является секретом, что писатель разочаровался в религии еще в детстве, когда много претерпел от деспотичного, хотя и внешне исполняющего многочисленные обряды отца.


Об этом говорят и немногие цитаты: «Религии у меня теперь нет». (1892 год), «Я давно растерял свою веру» (1903 год). Однако, на самом деле внешнее отрицание Творца не означает, что Чехов до конца оставался неверующим. Более того, искание настоящей правды в произведениях Антона Чехова, по мнению некоторых критиков, ассоциируется с поисками Бога. Это видно в его рассказах «Архиерей», «Студент» и других, но не только в них. Ведь Антон Павлович совершал дела, которые соответствуют поступкам доброго самарянина, о котором Иисус рассказал ученикам в Евангелии: безвозмездно лечил больных, устраивал медицинские пункты, построил три школы для крестьянских детей; добился того, что к деревне от железнодорожной станции провели дорогу. Что двигало этим человеком, которого даже спустя полтора века можно назвать загадочным? На это, наверное, мы сейчас не сможем получить ответ.

К сожалению, авторитарность внешней религии с её неукоснительностью исполнения всех правил и уставов, словно сгустившиеся тучи, закрывает от простых людей образ живого Бога, не дает проникнуть в сердца любви Иисуса Христа, о которой так ярко и живо говорит Евангелие. Ведь Бог проявляется не в ритуалах и правилах. Он вникает в нужды людей, стучится в сердце через разные обстоятельства, и очень жаль, что талантливый классик этого не узнал.

Отзывы о рассказе «Студент»

«Рассказ «Студент» удивил меня тем, что в нем, казалось бы, неверующий писатель, через уста студента духовной семинарии рассказывает Евангельскую историю простым женщинам. Он говорит о Петре, который сильно переживает из-за ареста его учителя Иисуса Христа, а потом отрекается от Него. И это повествование производит такое сильное впечатление на Василису, что она начинает плакать. Только вот причиной её слез студент считает не страдания Христа, а переживания Петра. Великое спасение, совершаемое Христом через ужасные крестные муки, уходит на второй план. И от женщин ускользает счастье прощения, которое, казалось бы, было так близко. Ведь слезы Василисы – это, к сожалению, не слезы раскаяния. А может быть, я ошибаюсь?»

«Сам рассказ «Студент» написан Антоном Павловичем Чеховым мастерки, как впрочем, и остальные его короткие произведения. Но приводит в недоумение и даже вызывает чувство досады тот факт, что «Господь» и «Бог» здесь приводятся с маленькой буквы.

«Рассказ очевидцев-евангелистов о страдании Христа – самое важное библейское повествование. Именно потому, что Христос претерпел такие ужасные муки от грешных людей, явившись жертвой за человеческие пороки, открыт людям «свободный вход в Царство Господа и Спасителя Иисуса Христа». Однако, земные известные классики, в данном случае, автор рассказа «Студент», нивелируют эту причину земных страданий Христа в глазах будущих читателей. В коротком произведении «Студент» описан сюжет из Евангелия, однако, акцент делается на отношении Петра к происходящему и отношении женщин не к Христу, который пострадал за нас, а к Петру, кстати, избранному Апостолом Иисуса Христа. Наверное, Антон Павлович знал об этом, ведь воспитывался в религиозной семье и читал в Новом Завете Деяния Апостолов и послания Петра. Но почему тогда, обращая внимание на земную жизнь Петра, скрывает то, что Господь простил ему отречение?»

«Двадцатидвухлетнего студента из одноименного произведения Антона Павловича Чехова охватило ожидание сладкого неведомого счастья после того, как он рассказал женщинам, греющимся у костра, евангельскую историю. Однако, если бы этот юноша радовался тому, что почувствовал себя спасенным, осознав значение происходившего с Иисусом в ту страшную ночь. Жизнь показалась студенту чудесной, восхитительной и полной высокого смысла, но насколько бы было лучше, если бы он осознал, что этот смысл человеку дает именно Христос».

“Студент” – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

5 (100%) 3 votes

5 комментариев

    Рассказ «Студент» Антона Павловича Чехова поражает своей глубиной и искренностью. Кроме того, он в какой-то степени по содержанию близок верующим людям. Всматриваясь в образ Ивана Великопольского, начинаешь невольно уважать его: юноша-семинарист сочувствует бедным, останавливается у костра, где греются две вдовы: Василиса и Лукерья и начинает рассказывать им библейскую историю о Петре, о его переживаниях, о том, как он отрекся от Спасителя. Обычно, когда рассказывают о Христе, если Бог касается сердца, люди начинают плакать, сокрушаясь о своих грехах. Василиса тоже плакала, и хорошо, если бы по этой причине, а не только потому, что история Петра показалась ей близкой.

    Я вот думаю: если бы Иван Великопольский, закончив духовную академию, стал нести свет Евангелия простым людям, насколько бы простой русский народ изменился под влиянием Слова Божьего! Понимаю, что это всего лишь вымышленный герой, однако, сколько таких студентов было в то время! И если бы они учили истине, а не пустым, никому не нужным обрядам. Ведь Новый Завет открывает образ Иисуса Христа, который о Себе сказал: «Я есмь путь, Истина и Жизнь».

    Виктория Даниеловна Ответить

    Нашла в интернете статью «А.П. Чехов – христианский писатель». Интересные мысли высказывает автор. «Студент» - это и по содержанию, и по глубокому чувству, выраженному в нем, христианский рассказ. Убежден, что нехристианин не смог бы написать его. А другие произведения Антона Павловича? «Архиерей», «Тоска», «Нищий», «Святая ночь» и многие, многие другие? Все это подлинно христианская проза…» Удивительный контраст, не правда ли? Особенно после того, когда ты раньше думал, что Чехов был материалистом и атеистом.

    Честно сказать, я сама обрадовалась, увидев рассказ «Студент». Молодой студент духовной академии любит Библию и старается донести до людей то, что сам понял и прочувствовал. Это хорошо. Если бы в семинариях и академиях духовного характера учили истине, а не обрядам, насколько бы добрее и чище, по-моему, было наше поколение. Ведь люди приходили бы к Богу, который есть Жизнь и Свет.

    Вика Москвитина Ответить

    Сейчас читала статью «55 фактов о смерти Иисуса, которые вы не знали». Божий Сын претерпел за нас просто ужасные муки! Если бы человек задумался над этим! В рассказе «Студент» Василисе близкими стали переживания Петра, но задумалась ли она (то есть в лице её люди, читающие этот рассказ) для чего Сам Бог, Иисус Христос, пошел на такую ужасную смерть, тяжелее которой не было во всем мире: «распятие было изобретено персами в 300 г. до н.э., и усовершенствовано римлянами в 100 г. до н.э. Это самая болезненная смерть, когда-либо изобретенная человеком, термин “мучение” тут актуален как никогда».

    Иван Великопольский рассуждает о бедности, которая существовала во все века, но если бы он, студент духовной академии, задумался об Иисусе Христе, Кто, как написано в Библии «будучи богат обнищал ради нас, чтобы мы обогатились его нищетою». Вся проблема людей – неверие в то, что предлагает им Святой и Праведный Бог. Вспоминаю строки из христианской песни: «Иисус нас любит, о грехах скорбя, то радуясь за нас, а то жалея. Иисус нас любит больше, чем Себя, а мы любить, к несчастью, не умеем …»

    Вика Москвитина Ответить

    Что думал Антон Павлович Чехов, создавая свой уникальный рассказ «Студент»? Размышлял ли он в это время об Иисусе Христе, которого так любил Петр? Понимал ли он смысл Евангельских строк, звучащих во все века? Воспринял ли правильно суть Библейских стихов, где говорится об отречении Петра, а потом – о его покаянии? И читал ли дальше слова, которые после своего воскресения задал Петру Иисус: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?»

    На эти вопросы очень трудно, даже невозможно сейчас получить ответ. До сих пор остается загадкой, почему Чехов написал эту повесть, какими мотивами он руководствовался.

    Вика Москвитина Ответить

    Снова задумалась об уникальном рассказе Антона Павловича Чехова «Студент». Мне иногда кажется, что образ Петра, описанный Иваном Великопольским в рассказе женщинам, неполный. Ведь студент, учась в духовной академии, знал, кем стал Петр после того, как Иисус Христос воскрес; как ревностно проповедовал он слово о Христе, приводя к покаянию тысячи людей, как образовалась первоапостольская церковь, как стойко переживали апостолы гонения, как Петр по прилежным молитвам верующих был чудом освобожден из темницы. Знал он и о посланиях Петра, записанных в Новом Завете.

    Конечно, я понимаю, что Иван Великопольский – образ вымышленный, и говоря «знал» отношу это к самому автору произведения, которое, кстати, он считал одним из самых любимых. Если бы Антон Павлович Чехов глубже вник в Священное Писание, его мировоззрение было бы другим, а польза от произведений – еще более очевидной. Талант, данный Господом, нужно использовать во славу Его.

В этой статье вы найдёте краткое содержание «Студента» Чехова. Это очень короткое, но в то же время прекрасно отточенное произведение - рассказ. В нём имеется глубинный смыл, понять который поможет, конечно же, его прочтение. Итак.

Краткое содержание «Студента» Чехова. Начало

Повествование ведется в канун великого праздника Пасхи. Начинается рассказ с описания погодных условий и унылого пейзажа. Погода была сначала тихая и спокойная, но ближе к ночи подул пронизывающий холодный ветер, лужи покрылись тонкой корочкой льда. Стало пахнуть зимой. Поскольку мы передаем лишь краткое содержание "Студента" Чехова, не будем задерживаться на описаниях природы.

Главный герой

Студент духовной академии по имени Иван Великопольский, возвращался домой. От холода у него окоченели пальцы, а лицо просто горело. Он думал, внезапный холод нарушает порядок в природе. Вокруг было тихо и пустынно. Он увидел огоньки только на вдовьих огородах, которые были названы так, потому что их содержали две вдовы - мать и дочь. Иван вспомнил, как он уходил из дома. В тот день перед его уходом мать чистила в сенях самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Была поэтому в доме поесть ничего не приготовили. Было холодно и очень хотелось есть. Студент подумал, что такие холода были всегда: и при Рюрике, и при Петре, и при Точно такая же бедность, невежество и тоска были и тогда. Он не хотел идти домой.


Чехов. «Студент». Краткое содержание. Дорога домой

Вот он дошёл до огородов, и увидел костер. Вдова по имени Василиса стояла и задумчиво смотрела на огонь. Лукерья же, её дочь, мыла ложки и котёл. Было понятно, что они только что поужинали. Студент подошёл к ним и поздоровался. Он стал греться у костра, и сказал, что когда-то очень давно точно так же грелся у костра. Иван рассказал женщинам библейскую историю об Иисусе и Иуде. Во время тайной встречи Пётр говорил Иисусу, что будет с ним всегда и везде, но Иисус ответил ему, что тот отречется от него еще до того, как третий раз прокукарекает петух следующим утром. Но Пётр не поверил этому.

И когда Иисуса, связанного, вели к первосвященнику и били, Пётр шел за ним. Иисуса стали допрашивать, Пётр остановился неподалеку погреться у костра. Когда у него спросили, знает ли он Иисуса, он ответил, что нет. Другой человек высказал предположение, что Пётр является учеником Иисуса, но тот опроверг это. И тогда его спросили в третий раз, и он снова сказал, что нет. Сразу после этого прокукарекал петух. Пётр вспомнил предсказание Иисуса и заплакал.

Несмотря на то что мы передаем лишь краткое содержание, Чехова "Студент" - действительно очень небольшой рассказ, и объем его ненамного больше этой статьи. Но язык, которым он написан, сила воздействия стоят того, чтобы прочитать это в подлиннике. Однако вернемся к нашему изложению.

Раздумья

Василиса заплакала, дослушав притчу до конца. Студент задумался. Лукерья напряглась, а выражение её лица стало тяжёлым. Приближалась Пасха. Иван продолжил путь. Он стал думать о том, почему так изменилось поведение двух вдов после того, как они послушали притчу.

Наверное, рассказанное имеет к ним какое-то отношение, что Пётр им близок, думал он, а значит, прошлое неразрывно связано с будущим. И те правда и красота, которые царили в библейском саду, через непрерывную цепь событий передались в нынешнюю жизнь и составили её главное предназначение. И внезапно его охватила радость. Когда он отправился через реку на пароме, он смотрел на свою деревню. Ощущение счастья захватило его и закружило в своём водовороте. Ему было 22 года, и ожидание таинственного счастья овладело им, а жизнь казалась ему чудесной и восхитительной.

Таково краткое содержание «Студента» Чехова, но для лучшего понимания этого произведения, конечно, желательно прочесть его в полном объёме.

Сначала погода была хорошая. Однако потом резко похолодало.

Иван Великопольский, студент духовной ака­демии, сын дьячка, возвращался домой. Он шел

заливным лугом по тропинке. Молодой человек порядком замерз. Вокруг было пустынно и мрач­но. По случаю Страстной пятницы (пятница по­следней недели перед Пасхой) дома ничего не ва­рили, и мучительно хотелось есть.

Молодой человек «думал о том, что точно та­кой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дыря­вые соломенные крыши, невежество, тоска, та­кая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошел к огороду, где старуха по имени Василиса вместе со своей дочерью Лу­керьей жгла костер. Иван сказал, что очень хо­лодно. Василиса едва узнала его. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, ког­да Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в тем­ницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Гово­рю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не зна­ешь меня». Он продолжал рассказывать стару­хам о том, что было написано в Евангелии.

Василиса заплакала. Лукерья молчала. Юноша пожелал вдовам спокойной ночи и по­шел дальше. Было уже темно, он еще сильнее замерз. Казалось, что вернулась зима, а ведь послезавтра Пасха. Погода была явно не весен­няя.

«…Студент думал о Василисе: если она запла­кала, то, значит, все, происходившее в ту страш­ную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отноше­ние…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходи­ло девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Такие мысли вызвали радость в его душе. И дальше, продолжая свой путь, студент «думал о том, что правда и красота, направлявшие чело­веческую жизнь там, в саду и во дворе первосвя­щенника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в че­ловеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание сча­стья, неведомого, таинственного счастья овладе­вали им мало-помалу, и жизнь казалась ему вос­хитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Главный герой рассказа Чехова «Студент» Иван Великопольский очень молод, он полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него пре­красна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.

Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша по­стигает связь веков и поколений. Он понимает, что все происходящее когда-то имеет смысл и для современных людей. Иван в тот день осоз­нал, что правда и красота - главное в жизни че­ловека.

На этой странице искали:

  • чехов студент краткое содержание
  • студент чехов краткое содержание
  • студент краткое содержание
  • краткое содержание студент чехов
  • чехов тоска краткое содержание