Дзюдо – лучшее боевое искусство Японии. Какие броски и приемы существуют в дзюдо

Как средство физического развития и военно-прикладной подготовки, существует с древнейших времен.

Борьба была широко распространена у народов Древней Греции, Рима, Китая, Индии, Египта и других стран. Красочное описание состязаний борцов содержится на страницах поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», где рассказывается о том, что спортивное мастерство борцов передается из поколения в поколение. Основной причиной возникновения борьбы, как и других прикладных видов спорта, была необходимость в подготовке воинов. В процессе эволюции у разных народов постепенно сложились свои, национальные виды борьбы.

Источником возникновения борьбы дзюдо послужила джиу-джитсу, приемы которой перекочевали в Японию из Китая. Основателем дзюдо является выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Дзигаро Кано. Изучив в совершенстве существующие в те времена различные школы джиу-джитсу, Д. Кано «...заметил, что техника различных школ не всегда заслуживает похвалы, есть там и много отрицательного». Так сложилось убеждение в необходимости реформы джиу-джитсу. «Я начал с того, что стал систематизировать лучшие приемы джиу-джитсу. Я добавил к ним еще и свои и придал им иной смысл. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала». Свою новую борьбу Д. Кано назвал дзюдо. «Дзю» означает мягкий, скромный, «до» — путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо - мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни.

В 1882 г. Д. Кано основал свою школу дзюдо «Кодокан», ставшую впоследствии крупнейшим в мире центром подготовки специалистов по борьбе дзюдо . Основав «Кодокан», Д. Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. «Дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», - так писал Д. Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

Д. Кано установил, что все поступавшие в «Кодокан», должны были давать торжественную клятву, состоящую из следующих пунктов:

1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.
2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Дожо» (зала дзюдо).
3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки где-либо в другом месте.
4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.
5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

Не сразу Д. Кано пришел к основным принципам своей системы. Длительное время изучал он системы подготовки в разных школах, творчески их анализировал. Пытливый ум, природная любознательность и сообразительность отличали Д. Кано. Характерна история, дошедшая до наших дней. Вечером после обильного снегопада Д. Кано вышел погулять в сад. Сильный снег поломал много веток на деревьях. Только тонкая веточка вишни под тяжестью снега все ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с нее, веточка распрямилась и заняла прежнее положение. «Вот каким должен быть дзюдоист!» - воскликнул Д. Кано.

Эта история нашла свое отражение в знаменитой формуле Д. Кано, изложенной в инструкции «Кодокана». «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только. 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы.

На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий». Большое значение Д. Кано придавал достижению максимального результата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшего результата с применением минимума усилий. Он говорил: «Максимальный результат - фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип Полностью может быть использован и в системе физического воспитания. Его можно также использовать для развития умственных способностей во время занятий, а также при воспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будет иметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на его поведение в обществе и отношение к окружающими Словом, этот принцип может стать искусством жизни»

В то же время не следует забывать, что Д. Кано жил в условиях другой общественно-экономической формации. В практической работе необходимо осторожно применять основные положения системы Д. Кано, рассматривая их критически и творчески перерабатывая.

У Вас в руках труд группы опытных тренеров, практикующих боевой аспект борьбы дзюдо. Путем серьезных экспериментов, изучения аналогичных зарубежных материалов, создана предлагаемая методика.

Ценность книги в том, что она послужит не только справочником для инструкторов и спортсменов, имеющих соответствующие знания и навыки, но и хорошим самоучителем для интересующихся вопросами самообороны, не зависимо от их возраста и подготовки.

К сожалению жизнь современного человека таит в себе не только приятные неожиданности. Порой отсутствие элементарных представлении о возможностях человека в аспекте самообороны приводит к трагическим последствиям.

Сейчас у нас а стране культивируются многие виды восточных единоборств. Постепенно перестают быть экзотикой такие названия как карате, ушу, айкидо, таеквондо и т.п. Однако, если спортивные проблемы единоборств постепенно решаются, вопросы самообороны остаются открытыми.

Исторически сложилось так, что подобная информация находилась у нас под негласным запретом. Только с грифом "Секретно" или "Для служебного пользования" можно было увидеть действительно достойный учебник самообороны.

Информационный голод всегда порождал нездоровый интерес к искаженной и недостоверной информации. Добрые традиции, спрятанные за ничем не оправданными запретами, начали принимать уродливые формы. Появились лжемастера, обучающие "секретным" приемам исключительно в корыстных целях.

В отличии от сомнительных изданий, предлагающих "экзотические" учения, авторы, имеющие многолетний практический опыт, создали популярную книгу, привлекающую доступностью и наглядностью изложения.

Книга предназначена для широкого круга читателей, увлекающихся восточными видами единоборств и желающих приобрести навыки самообороны.

Редакция

ВВЕДЕНИЕ

В противоположность дзюдо, как виду спорта, развитие которого в течении десятилетий проходило согласно учению Кодокан, самооборона в различных странах принимала различные формы.

Раньше а Японии самооборона применялась, почти исключительно в форме Ката, это значит, что атакующие движения должны быть сведены на нет приемами самообороны, отвечающими принципу обороны н применяемыми в строго предопределенной последовательности. В Европе этот тип приемов известен, как Кимено-ката, он демонстрирует как можно победить противника, вооруженного ножом или мечом.

В настоящее время в Японии наряду с самообоюной джиу-джитсу - китайского происхождения - используется самооборона айки-до. Вышедшая из японского кендо (бой на мечах). Она, по всей видимости, что касается техники, более совершенна, чем джиу-джитсу. Еe эффективность, в основном, базируется иа тайсабаки. т.е. на способности приводить в движение тело естественно, быстро и целенаправленно в каждой ситуации, не теряя при этом равновесия. Этой айки-до, которой в Японии присуждаются определенные ступени, независимо от дзюдо, много внимания уделяется и в Европе. Профессор Мохнцуки ввел ее в 1950 году во Франции.

У нас много раз пытались связать по возможности все типы обороны с броском из боевого искусства дзюдо.

В большинстве случаев это имело место в тех спортивных обществах, где тренировались лучшие дзюдоисты. Все остальные интересующиеся самообороной должны были довольствоваться тем, что имелось а кратких и довольно разных наставлениях, или не имели вообще никакой возможности изучить приемы отражения нападения.

Поэтому разными сторонами было высказано желание разработать наставление для самообороны дзюдо такое же, как существует для этого вида спорта.

Настоящая книга имеет своей целью помочь дзюдоистам улучшить и расширить свои умения и навыки в области самообороны. Но и интересующийся любитель получит возможность познакомиться с различными методами защиты. Для тренеров, руководителей групп, инструкторов и т.д. эта книга может служить справочником для подготовки к занятиям.

Особое внимание будет уделено необходимой обороне, которая благодаря своему значению будет изучаться в первую очередь. Следует еще раз напомнить о том, что все описанные здесь приемы могут быть применены только в случае необходимости обороны. Группы нападения следуют друг за другом от "освобождения рук" до "защиты при угрозе пистолетом", таким образом, что опасность этих нападений увеличивается от группы к группе. Определенное исключение составляет комплекс "защита от хулиганских действий и приставаний". Внутри групп нападения типы нападений, насколько это возможно, располагаются а следующей последовательности: "спереди", "сбоку" и "сзади". При характеристике нападений спереди описываются вначале нападения издали, потом со среднего расстояния и, наконец, с ближнего.

Так как приемы захвата не связаны с определенными действиями нападающих, но выполняются в стойке, то они следуют за группой "защита при угрозе пистолетом".

Не будет подробно рассмотрен атеми (опасные удары в толчки), хотя в Японии как раз применяется этот метод сдерживания нападения и окончательного вывода из строя противника. Но в некоторых способах нападения по необходимости на него будут ссылаться. Есть много причин, оправдывающих это ограничение. Самым важным моментом является тот, что эти, частично опасные для жизни, но относительно легко изучаемые приемы, которые в отличие от других не тренируются на партнере, а только обозначаются жестом, и поэтому в случае серьезного применения не могут быть полностью проконтролированы, из-за своих невысоких требований к умению выполнять движения, очень охотно изучаются любителями.

Результатом является тот факт, что атеми применяется этим кругом лиц при любой обороне, независимо от того, нужна она или нет, так как они не владеют безопасными техническими приемами.

Подробно рассматривается значение техники рычага для самообороны.

В самообороне дзюдо японские термины для обозначения отдельных приемов захвата менее известны в международном масштабе, чем в боевом искусстве дзюдо. Поэтому мы в этой книге отказываемся давать какие-либо наименования приемам защиты. Виды защиты внутри каждой группы пронумерованы. Как принято а международном дзюдо, обороняющийся будет называться "Тори", а нападающий "Укэ". На рисунках Укэ будет иметь светлый пояс и волосы, а Тори - черные.

Особое указание на позицию защиты будет дано там, где это представится необходимым. Каких-либо общих правил, как должен стоять Тори в ожидании нападения, нет. Но его физическое и духовное состояние должно быть таким, чтобы он в любую минуту мог отреагировать на каждое движение противника продвижением вперед, поворотом или отступая, чтобы предупредить нападение, сдержать его или уклониться. Если нападение происходит не непосредственно сзади, то Тори должен все время держать нападающего в поле зрения. Защита должна бить решительной и упорной, и Тори должен двигаться при этом таким образом, чтобы все его тело принимало участие в обороне. Это в значительной степени способствует нарушению равновесия Укэ, которое необходимо для выполнения каждого рычага.

В настоящем бою броски следует проводить таким образом, чтобы Укэ плашмя упал на спину. При этом у сброшенного возникает контузия легких, т.е. спазматическое сжатие диафрагмы, что на короткое время затрудняет дыхательные движения. В зависимости от серьезности ситуации Укэ может быть перевернут так, что он опустится на голову или на затылок. В этой ситуации Тори должен отдавать себе отчет, что он может нанести противнику серьезные повреждения и даже убить. Если нападающий во время броска крепко держится за тело защищающегося, то не остается ничего другого, как упасть на противника. Разумеется, это значительно увеличивает эффективность нападения. Если необходима защита от вооруженного противника, то к защитным действиям относится и вырывание оружия. Это должно строго соблюдаться при тренировке отдельных видов защиты.

Дзюдо представляет собой комплексный вид борьбы. Многие увлекаются им для самозащиты, а также для самореализации в физическом плане и для успеха в соревнованиях.

Разнообразные приемы имеют свои цели:

  1. Броски. Это отличный способ повалить соперника, используя его собственный вес.
  2. Сковывание. Это возможность зафиксировать противника и лишить его подвижности и не дать вернуться в бой.
  3. Удары. Классические удары, позволяющие оглушить, нанеси физический урон.

Для того чтобы освоить этот вид борьбы полностью, необходимо целиком освоить каждую часть. Дзюдо могут заниматься дети и уже взрослые люди, как мужчины, так и женщины.

Это отличная возможность закалить себя физически и духовно. Есть особенные приемы именно для этого вида борьбы, вряд ли где-то еще возможно изучить тай-отоси, уги-госи и многие другие.

Броски

Бросок может производиться из стойки или же с последующим падением. Это две отдельные категории приемов. В зависимости от ситуации отдать предпочтение следует одной или другой.

В первом случае необходимо внимательно изучить стойку противника и основная задача заключается в том, чтобы научить начинающих разрушать точку опоры другого человека и выполнять правильный подхват.

В зависимости от того, какая часть тела задействуется, рука, бедро или же бросок через ногу, техника может быть разной.

Иногда используются болевые приемы, но чаще достаточно веса противника. Уже за первые тренировки даже дети научатся делать подсечки и сами станут устойчивее, а движения будут увереннее. Такая борьба для детей пригодится для самозащиты, она необходима мальчикам и девочкам в любом возрасте.

Выведение из равновесия нередко осуществляется с помощью техники ката, использующей всего три точки опоры на теле соперника. Популярным является бросок отоши, через спину противника или же суми, выполняемые толчком назад.


Вторая категория представляет собой броски, где требуется упасть, увлекая противника за собой. Дзю — означает мягкость. Очень важно уметь правильно сгруппироваться и бороться так, чтобы не повредить ни себя ни соперника. Даже падение должно быть аккуратным, с целью обезвредить, а не травмировать.



Важно, чтобы только лишь одну цель преследовали все спортсмены, это соревнование, а не драка. Технические приемы должны быть отработаны со спортивным поведением, без лишних эмоций. Тренер с самого начала должен показать и правильно это донести.

Сковывание

Самым распространенным вариантом сковывания является использование болевого приема, например​ это хиза.

Стойки помогают научить себя устойчивости и суметь зафиксировать противника в определенном положении. Во время сковывания следует соблюдать все правила безопасности с обеих сторон.

Сковывание подразделено на удержание, удушение и болевые приемы. В большинстве случаев противники борятся лежа или полулежа, но иногда они могут и стоять, применяя приёмы сковывания.

Важно: учитывая, что спортсмены борются без защиты, необходимо беречь голову и стоя, понимать, что в любой момент может понадобиться сгруппироваться.

Японцы начинают обучение при котором боевое искусство будет доведено до совершенства. Необходимо выучить названия, захваты, понять как действует плечо, нога и другие части тела.


Удушающие, удержание и болевые используются с помощью точного знания тела противника. Необходимо уметь воздействовать на горло, грудь, конечности и другие части тела определенным образом, это основы боевых искусств.

Обратите внимание: в дзюдо имеются запрещенные приемы, необходимо изучать лучшие из допустимых, а нарушение правил опасно для здоровья и жизни.

Удары


Удары в дзюдо занимают далеко не первое место, все же это борьба, а не бокс. Лежа невозможно выполнить многие приемы.

Необходима передняя стойка, из которой наносится большинство ударов. Некоторые из них заканчиваются падением, другие же просто предназначены для ослабевания противника.

Это может быть удар в спину. Есть разные техники в этой борьбе. Вадза и многие другие применяются для исполнения других упражнений.

В ударах же идет разделение на ноги и руки. Для взрослых могут быть применимы приемы изнутри, устойчивость колен дает им возможность изучить больше вариантов.

Простая подножка и удар могут заставить противника упасть, нередко техники, как надо бороться, связаны друг с другом. Например из удара выходить на болевой или же на падение.




Ударная техника также подразделяется на рубящие, тычковые, поддевающие, пинающие.
Это не могут быть защитные комбинации, только лишь нападение. Но у дзюдоистов нередко именно контрудар является лучшей защитой.

Выучив все упражнения и их комбинации, оттренировав их с тренером, можно быть уверенным в собственной физической подготовке и отличной защите. Многие приемы имеют под собой багаж знаний о физическом строение тела, а также определенные психологические навыки, например это хидза-гурума или уки-вадза.
Смотрите видео одного из самых эффектных приемов дзюдо бросок подхватом под одну ногу: