Географическое положение евразии по относительно других объектов. Природа Центральной Азии долгое время оставалась загадкой для европейских географов. Знаменитые экспедиции – Семёна Дежнёва в Сибирь и на Дальний Восток, Владимира Атласова на Камчатку, П

ТЕМА 2. ЕВРАЗИЯ

УРОК 44. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРАЗИИ

Цель:

· ознакомить с общими сведениями о материке; формировать знания об особенностях географического положения и береговой линии Евразии; совершенствовать практические умения и навыки характеризовать географическое положение материка;

· развивать умение выполнять способы рациональной учебной деятельности: составлять целеустремленный описание объекта по типовому плану;

· воспитывать познавательную активность, интерес к изучению темы, самостоятельность.

Оборудование : физическая карта Евразии, учебники, атласы, шаблоны, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты : учащиеся смогут характеризовать особенности географического положения Евразии по типовому плану; находить и показывать на карте объекты географической номенклатуры; делать предположения относительно особенностей признаков природы материка.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Прием «Блицопрос»

· Назовите и покажите на карте материки.

· Подберите эпитеты с приставкой «сверх-» для каждого из материков.

· Что вам известно о материке Евразия?

· Как вы считаете, почему Евразию, материк, на котором мы живем, изучают последним в курсе «География материков и океанов»?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прием «Проблемный вопрос»

Евразия - материк-гигант. Он даже не помещается в Восточной и Северной полушариях!

Сделаем небольшие расчеты. Площадь всей суши составляет 149 млн км2, а площадь Евразии вместе с островами - 54,6 млн км2. Доля площади Евразии в общей площади суши планеты - более 1/3 всей поверхности суши на Земле. Как, по вашему мнению, сказываются такие размеры материка на его природе?

(Ответы учащихся.)

Действительно, огромные размеры территории определяют чрезвычайно большое разнообразие природы нашего материка. Во время изучения особенностей природы Евразии вы увидите некоторые подобные признаки и с Северной Америкой, и с Африкой, однако найдете немало отличий. Знания, умения и навыки, приобретенные ранее, помогут вам выяснить сложности природных закономерностей нашего континента, как сказываются природные особенности на жизни и хозяйственной деятельности его населения. Начинаем, как всегда, с характеристики географического положения материка.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Установление особенностей географического положения

Работа с физической картой Евразии, планом, мультимедийной презентацией. Во время составления характеристики ученика обозначают географическую номенклатуру на шаблонах материка в тетрадях.

Евразия - не только самый большой материк Земли, но и единственный материк, состоящий из двух частей света. Условная граница между Европой и Азией проходит вдоль восточного склона Уральских гор и от Северного Ледовитого океана на юг, далее по реке Урал (или Эмба), северному побережью Каспийского моря и Кумо-Маницькою впадиной, далее Азовским побережьем, Черным морем и проливами Босфор и Дарданеллы. Площадь Европы значительно меньше площади Азии, ее можно сравнить примерно как 1:4.

План характеристики

Составляющие географического положения

54,6 млн км2 (место в мире)

Расположение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полушарий

Евразия полностью лежит в Северном полушарии, ряд островов на юго-востоке Евразии расположены в Южном полушарии. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии, крайние полуострова на западе и востоке - в Западном полушарии. Евразию пересекают Северный полярный круг и Северный тропик, большая часть материка расположена в умеренных широтах. Результатом значительной протяженности материка с севера на юг является расположение во всех географических поясах Северного полушария

Крайние точки

Северная - мыс Челюскин (78° сев. ш.; 104° сх. д.);

южная - мыс Пиай (1° пн. ш.; 104° сх. д.);

западная - мыс Рока (39° пн. ш,; 9° зап. д.);

восточная - мыс Дежнева (66° сев. ш.; 170° зап. д.)

Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток

1) по меридиану 100° сх. д.: 76° - 7° = 69°

69 ∙ 111= 7659 км;

2) за параллелью 40° пн. ш. (1° ≈ 85,4 км) 9° + 128° = 137°

137 ∙ 85,4 ≈ 11,700 км

Океаны и моря, омывающие материк, особенности береговой линии

Берега Евразии омывают все четыре океана - Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий И Индийский. Наиболее изрезанную береговую линию имеет западная часть материка, а также восток и юго-восток с дугообразно изогнутыми цепями островов, отделенных морями от материка

Ближайшие по расположению материки и пути сообщения с ними

Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка. Европу и Африку разъединяют Ґібралтарська пролив и Средиземное море. Азия и Африка отделены Красным морем Баб-эль-Мандебским проливом, Аденским заливом и Суэцким каналом, проложен через Суэцкий перешеек. Евразию и Северную Америку разделяет неширокая Берінґова пролив

Вывод 1 . Евразия - крупнейший материк Земли, который занимает более трети суши и состоит из двух частей света - Европы и Азии. Евразия расположена преимущественно в Восточной и Северной полушариях, омывается водами четырех океанов, имеет расчлененную береговую линию.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Работа в парах

Прием «Географический практикум»

Задачи . Сравните географическое положение Евразии и Северной Америки. Результаты занесите в таблицу.

Вывод 2 . В размещении Северной Америки и Евразии есть определенные признаки схожести. Однако Евразия гораздо больше по площади и протяженности; это единственный материк, который омывают воды четырех океанов. Анализ особенностей географического положения Евразии и его сравнение с Северной Америкой позволяет подтвердить предположения, высказанные в начале урока, о чрезвычайно разнообразные природные условия материка.

VI. ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ Д Прием «Микрофон»

Какие знания и умения вам пригодились для выполнения заданий урока?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Практическая работа 10. Обозначить на контурной карте: а) географические объекты, определяющие особенности географического положения Евразии; б) условную границу между Европой и Азией.

3. Опережающий (отдельным ученикам): используя дополнительные источники географических знаний, подготовьте сообщение о исследование территории Евразии (Есть. Дежньов, М. Пржевальский, П. Семенов-Тянь-Шанский).

Евразия — самый боль-шой массив суши на нашей планете. По площади она занимает свыше 1/3 всей суши Земли (рис. 164) .

Как и Северная Америка, Евразия размещена полностью в Северном полушарии относительно экватора. Ее протяженность с запада на восток впечатляет: материк пересекает не только нулевой, но и меридиан 180°. Большей частью Евразия расположена в Восточном полушарии, а крайние западные и восточные части заходят в Западное полушарие.

Евразию, как и Северную Америку, пересекают одновременно Север-ный полярный круг и Северный тропик, поэтому она располагается во всех тепловых и климатических поясах Земли.

Евразия — единственный материк, омываемый водами всех четырех океанов: на востоке — Тихого, на западе — Атлантического, на юге — Индийского, на севере — Северного Ледовитого. Наибольшее влияние на природу материка оказывают теплые течения Атлантического океана: Северо-Атлантическое и его ответвления, достигающие Северного Ледо-витого океана. Эти продолжения Гольфстрима являются причиной значи-тельного количества осадков и согревают западную часть материка, вплоть до Уральских гор. Зимой, когда на востоке Канады трещат морозы, на тех же широтах в Европе тепло, и снеговой покров непостоянный.

В Тихом океане теплое течение Куросио, которое называют «японским Гольфстримом», приводит к повышению температуры воздуха и увеличе-нию количества осадков на восточных побережьях Евразии. Холодное Сомалийское течение в Индийском океане формирует засушливую и жаркую погоду Аравийского полуострова, где пустыни подходят к самому океанскому побережью.

Северный Ледовитый океан пополняется теплыми водами Атлантичес-кого и частично Тихого океанов, поэтому он не охлаждает сушу Северного полушария. Благодаря этому здесь не бывает таких низких температур воздуха, как в Антарктиде. Материал с сайта

Евразия граничит с другими материками. От Африки она отделяется Гибралтарским проливом, Средиземным морем, Суэцким каналом и Крас-ным морем, от Северной Америки — Беринговым проливом. Вследствие этого наблюдается сходство природных условий соседних материков.

Крайние точки Евразии: на севере — мыс Челюскин, на юге - мыс Пиай, на западе — мыс Рока, на востоке — мыс Дежнева.

Вследствие больших размеров природа Евразии очень разнообразна и контрастна. На севере царит многолетняя мерзлота, а на юге — вечное лето, возле побережий морей и океанов господствует морской влажный климат, а во внутренних частях материка находятся безводные пустыни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском




  • Изучение географического положения материка Евразия и истории его исследования.



  • Евразия – самый большой материк Земли в Северном полушарии.

  • Омывается Северным Ледовитым, Тихим, Атлантическим, Индийским океанами и их морями; площадь островов около 2,75 млн. кв.км. Берега Европы расчленены сильнее, чем берега Азии.



  • Как расположен материк относительно экватора?

  • Как расположен материк относительно начального меридиана и меридиана 180°?

  • Как расположен материк относительно тропиков?

  • Как расположен материк относительно полярных кругов?

  • Сделайте вывод о положении этого материка относительно перечисленных географических объектов.



Крайние точки Евразии

  • Крайние точки Евразии

  • Мыс Флигели (Россия), 81°51" с.ш. - крайняя северная островная точка.

  • Мыс Челюскин (Россия)

  • Остров Ратманова (Россия) 169°0" з.д. - крайняя восточная островная точка.

  • Мыс Дежнёва (Россия)

  • Южный остров (Кокосовые острова) 12°4" ю.ш. - крайняя южная островная точка.

  • Мыс Пиай (Малайзия)

  • Скала Моншик (Азорские острова) 31º16" з.д. - крайняя западная островная точка.

  • Мыс Рока (Португалия)





  • Западный остров - остров Ратманова (Большой Диомид, эскимосское название Имаклик - «окружённый водой»), имеет площадь около 10 км² и принадлежит России, являясь её самой восточной точкой. Остров входит в состав Чукотского автономного округа. Назван в честь морского офицера Макара Ратманова.



  • Кокосовые (Килинг) острова - группа из 27 мелких коралловых островов, расположеных в Индийском океане. Южный остров – это крайняя островная точка материка.



  • Азо́рские острова́ (порт. Açores) - архипелаг в Атлантическом океане, автономный регион Португалии. Скала Моншик – это крайняя западная точка.



Мыс Челюскин - крайняя северная материковая точка.

  • Мыс Челюскин - крайняя северная материковая точка.

  • Мыс Дежнёва - крайняя восточная материковая точка.

  • Мыс Пиай - крайняя южная материковая точка.

  • Мыс Рока - крайняя западная материковая точка.



1. Координаты крайних точек

  • 1. Координаты крайних точек

  • Мыс Челюскин – 77° с. ш. и 104° в. д.

  • Мыс Пиай – 1° ю. ш. и 103° в. д.

  • Мыс Рока – 38° с. ш. и 9° з. д.

  • Мыс Дежнёва – 66° c. ш. и 169° з. д.

  • 2. Протяжённость материка

  • С севера на юг по 100° в.д. –

  • 64°×111,3 км = 7123,2 км

  • С запада на восток по 50° с.ш. –

  • 143° × 71,7 км = 10253,1 км



  • Используя физическую карту Евразии (атлас, стр. 26-27), на контурной карте Евразии обозначьте:

  • Красным цветом – экватор, жёлтым – Северный тропик, зелёным – Северный полярный круг, синим – начальный и сто восьмидесятый меридианы;

  • Подпишите названия следующих географических объектов:

  • океаны: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский;

  • моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Филиппинское, Аравийское, Средиземное, Чёрное, Северное, Балтийское, Норвежское, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское;

  • заливы: Бенгальский, Персидский, Бискайский;

  • проливы: Берингов, Корейский, Малаккский, Ормузский, Босфор, Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Ла-Манш;

  • канал: Суэцкий;

  • острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Сахалин, Японские, Тайвань, Филиппинские, Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси, Шри-Ланка;

  • полуострова: Скандинавский, Таймыр, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Крымский, Апеннинский, Пиренейский.



Генрихом жители Европы

  • Задолго до эпохи Великих географических открытий и основания Первого географического института португальским принцем Генрихом жители Европы активно познавали окружающие их земли, совершая географические открытия.

  • Одними из первых были финикийцы , которые во 2 в. до н. э. исследовали берега Средиземного моря, затем древние греки завершили открытие Южной Европы.

  • А во времена господства римлян , завоевавших южное побережье Средиземного моря, появилось название третьей части света – Африка.



Васко да Гамы Фернана Магеллана,

  • В эпоху Великих географических открытий произошло знаменитое путешествие португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию, а также кругосветное плавание Фернана Магеллана, который, переплыв Тихий океан, подошёл к островам Индонезии.



Природа Центральной Азии Семёна Дежнёва Владимира Атласова на Камчатку, Петра Чихачёва на Алтай, Петра Семёнова в горы Тянь-Шаня, Николая Пржевальского

  • Природа Центральной Азии долгое время оставалась загадкой для европейских географов. Знаменитые экспедиции – Семёна Дежнёва в Сибирь и на Дальний Восток, Владимира Атласова на Камчатку, Петра Чихачёва на Алтай, Петра Семёнова в горы Тянь-Шаня, Николая Пржевальского в Центральную Азию – заполнили пробелы на географических картах Азии.





  • Имена многих первопроходцев – выходцев из Беларуси – увековечены на географической карте:

  • первые исследователи Курильских островов Козыревский И., Евреинов И.;

  • первооткрыватель Аляски и первый исследователь Чукотки - Павлуцкий Д.;

  • первый исследователь Таймыра – Прончищев В.;

  • первый исследователь Сахалина – Августинович Т.;

  • один из основателей Русского географического общества – Вронченко М.;

  • исследователи Южной Америки – Домейко И. и Ельский К.;

  • исследователи Байкала – Черский И. и Дыбовский Б.;

  • исследователи Северного Ледовитого океана – Вилькицкие – А. и Б.



  • http://rgo.ru/geography/istoriya_geootkritiy/slovar/markoo1



  • http://rgo.ru/geography/istoriya_geootkritiy/slovar/semeno1



  • http://rgo.ru/geography/istoriya_geootkritiy/slovar/przeva1



  • 1) Найдите залив Индийского океана:

  • а) Персидский;

  • б) Бенгальский;

  • в) Бискайский;

  • г) Ботнический.



  • 2) Какие координаты имеет мыс Пиай:

  • а) 1° с.ш. 103° в.д.;

  • б) 103° с.ш. 1°в.д.;

  • в) 9° с.ш. 116° в.д.;

  • г) 1° ю.ш. 103° в.д.



  • 3) Какова протяжённость материка Евразия с запада на восток, если координаты самой западной точки материка 9° з. д., а самой восточной - 170° з.д?

  • а) 161°;

  • б) 179°;

  • Физико-географическое положение Евразии.

    Из истории исследования материка.

    Цели и задачи урока:

    Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмот- реть особенности физико-географического положения материка; учить сравнивать географическое положение материков.

    Средства обучения:

    Физическая карта Евразии, раздаточный материал для модульного урока.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Учитель объясняет правила проведения урока - учащиеся работают са- мостоятельно с помощью карточек-модулей, которые раздаются индивиду-ально каждому ученику.

    При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, до- полнительными источниками информации, имеющимися в классе.

    Модуль для слабых детей

    2. Определите название и координаты крайних точек:
    северная-... "
    южная -...
    западная-...
    восточная-...

    3. Какие океаны омывают материк: .
    с севера-...
    с востока-...
    с запада-...

    с юга-..-

    4. Какие моря омывают:

    берега Тихого океана -...

    берега Индийского океана

    5. Назовите внутренние моря:...

    от Африки -...

    от Северной Америки

    от Австралии-...

    Какие острова и архипелаги расположены в Северном Ледовитом океане? ...

    9. Назовите:

    самый большой остров-...

    самое большое по площади море - ...

    самое глубокое море - ...

    самое мелкое море -...

    самый длинный пролив-...

    10. Сравните географическое положение Австралии и Евразии. Заполни-те таблицу:

    Черты сравнения

    Евразия

    Австралия

    Как расположены материк по отноше- нию к экватору, тропикам, полярным кру-гам и нулевому меридиану.

    В каких климатических поясах распо- ложены материки

    Какие океаны омывают материки

    Как расположен материк относительно других материков.

    Покажите границы Европы и Азии на контурных картах. Граница
    проходит по Уральским горам, реке Эльба, северному берегу Кас-

    вам. ^

    Модуль для сильных учащихся

    Сравните площадь Евразии с площадью других материков.

    И. «Европа» - настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает "«запад» или от финикийского «Ереп» - заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозна-чала мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа - часть све- та, западная часть материка Евразия.

    Покажите границы Европы и Азии на контурных картах.

    Граница
    проходит по Уральским горам, реке Эльба, северному берегу Кас--
    пийского моря, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, проли- вам.

    Модуль для сильных учащихся

    Сравните площадь Евразии с площадью других материков.

    2. Определите название и координаты крайних точек. В каких странах они находятся? северная-... южная-... западная-... восточная -...

    Какая крайняя точка имеет координаты противоположной стороны света?

    3. Какие океаны омывают материк: *
    с севера -...
    с востока -...

    с запада-... .
    с юга-...
    К какому океану не имеет выхода наша страна?
    Береговая линия, какого океана длиннее?

    4. Какие моря омывают

    берега Северного Ледовитого океана-...

    берега Тихого океана -.„

    берега Индийского океана-...

    берега Атлантического океана - ...

    5. Назовите внутренние моря: ...

    Какие из них находятся в нашей стране?

    6. К какому материку Евразия расположена ближе всех? ...

    7. Какими проливами Евразия отделена:

    от Африки -...

    от Северной Америки-...

    от Австралии-...

    Где находится Дания, вы знаете, а где находится Датский пролив?

    8. Какие острова и архипелаги расположены в Индийском океане?

    Какие острова и архипелаги расположены в Тихом океане?

    Какие острова и архипелаги расположены в Атлантическом океане?

    Какие острова и архипелаги расположены в Северном Ледовитом океане?...

    9. Назовите:

    самый большой остров - ... *

    самый большой полуостров - ...

    самое большое по площади море-...

    самое глубокое море-...

    самое мелкое море - ...

    самый длинный пролив - ...

    10. Сравните географическое положение Австралии и Евразии. Заполни- те таблицу:

    Черты сравнения

    Евразия

    Австралия

    11. «Европа» - настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или

    ~ «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» - заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозна-чала мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа - часть све-та, западная часть материка Евразия.

    Покажите границы Европы и Азии на контурных картах. Граница проходит по Уральским горам, реке Эльба, северному берегу Каспий- ского моря, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, проливам.

    12. Назовите азиатско-европёйские государства.

    13. Какой город расположен в двух частях света, как называется пролив разделяющий его?

    14. Какая точка Евразии расположена дальше всех от океанов? (Джун гарские ворота).

    15. Где находится географический центр Азии?

    Домашнее задание

    Подготовиться к уроку-конференции.

    Отметить в контурных картах географические объекты:

    Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Юж-но-Китайское, Аравийское, Черное, Эгейское, Мраморное, Адриати-ческое, Северное, Норвежское, Балтийское, Каспийское, Аральское;

    Заливы: Финский, Ботнический, Бискайский, Аденский, Персидский, Бенгальский;

    Проливы: Ла-Манш, Па-де-Кале, Скагеррак, Каттегат, Карский Ворота, Берингов, Лаперуза, Маллакский, Босфор, Дарданеллы;

    Острова: Шпицберген. Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Курильские, Сахалин, Японские, Тайвань, Филиппинские, Большие Зондские - Ява, Суматра, Кали- мантан, Сулавеси; Шри-Ланка, Кипр, Крит, Сицилия, Великобрита- ния, Ирландия, Исландия;

    Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корейский, Индокитай, Маллакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балкан- ский, Аппенинский, Пиренейский, Скандинавский.

    История открытия и исследования Евразии

    Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, по-знакомить с историей исследования материка; продолжить формирование

    умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информа- ции, делать доклады, формулировать вопросы.

    Оборудование:

    Портреты путешественников; картины, изображающие корабли того времени, какое ученики затрагивают в своих докладах; диафильмы или ви- деофрагменты; раздаточный материал.

    Учащиеся готовят доклады, читают литературу о маршрутах путешест- вий, знакомятся с биографиями путешественников. Кроме того, учащиеся должны сформулировать 2-3 вопроса по изучаемой теме.

    План.

    1. Исследования Евразии в Средние века.

    2. Изучение Евразии в эпоху Великих географических открытий.

    3. Вклад в изучение Евразии таких исследователей как: Марко Поло, Ибн -Баттут, Афанасий Никитин, Ермак, И. Москвитин, В. Поярков, С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Атласов, П. П. Семенов-Тянь-Шаньский, Н.М.Пржевальский.

    Все учащиеся получают конференц-листы, на которых записаны вопро- сы и план конференции:

    Ход географических открытий:

    1._________________

    2. ______________

    3.________________

    4._________________

    Арабские географы: ____ "

    Путешествие Марко Поло:

    __ Путешествие А. Никитина: _

    _ Юго-западная и передняя Азия:

    Центральная Азия: _______

    Лучший доклад: ________

    Лучший вопрос: ________

    Самый активный слушатель: _

    По ходу выступления докладчиков слушатели задают вопросы.

    Чтобы учитель успел проверить конференц-листы, по окончании работы можно посмотреть видеофрагмент о путешественниках или дать задание отметить в контурных картах маршруты путешествий.

    Закрепление

    Сведения об этом удивительном путешествии 13 в. дошли до наших дней благодаря замечательному описанию, которое сделал, замечательный итальянский путешественник Марко Поло. Сведения о каком районе мира собрал во время своего путешествия Марко Поло?

    В каких частях света побывал Афанасий Никитин? За какие три моря он ходил?

    Какие географические объекты назвали в честь первооткрывателей?

    Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

    Урок географии в 7 классе

    Тема: Географическое положение и история исследования материка Евразия

    Подготовила:

    учитель географии Туманова А.А.,

    II квалификационная категория

    Лемпино, 2012

    ТЕМА: Географическое положение и история исследования материка Евразия.

    УМК: В.А. Коринская, И.В. Душина География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; атлас «География материков и океанов 7 класс» с комплектом контурных карт.

    ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: рассказ учителя, беседа, практическая работа, сообщения учащихся, слайдовые презентации.

    ЦЕЛИ: Изучить географическое положение Евразии и историю исследования материка; закрепить умения пользоваться планом характеристики географического положения материка.

    ЗАДАЧИ:

    · сформировать представления о географическом положении Евразии;

    · познакомить учащихся с наиболее значимыми событиями в истории изучения Евразии;

    · развивать умение работать с различными источниками географической информации.

    · развитие у школьников навыков самостоятельной работы

    СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

    · физическая карта Евразии, физическая карта мира.

    · атласы, контурные карты.

    · интерактивная доска или экран.

    Географические объекты (на к/к):

    мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс Рока, мыс Дежнева, Исландия, "Ла-Манш", Бискайский залив, Гибралтарский пролив, Эгейское море, Мраморное море, Дарданелла, Курильские острова, Филиппинские острова, Бенгальский залив, Красное море, Уральские горы, река Эмба, Каспийское море, Кума-Манычская впадина, Азовское море, Керченский пролив, Черное море, пролив Босфор, Средиземное море.

    План урока:

    1.Организационный момент

    2.Актуализация знаний

    3.Изучение нового материала

    4.Домашнее задание

    5.Закрепление изученного материала. Рефлексия. Оценка своей деятельности

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    Приветствие;

    Проверка готовности класса к уроку;

    Психологический настрой учащихся

    2. Актуализация знаний:

    1. Какие материки вы уже открыли, изучили?

    Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь. (Презентация № 1)

    Экватор проходит почти посередине.

    Занимает второе место по площади.

    Самый жаркий материк. АФРИКА

    Самый сухой материк

    Самый удаленный материк.

    Самый маленький по площади. АВСТРАЛИЯ

    Самый влажный материк.

    Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.

    На материке протекает много полноводных рек. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

    Материк, покрытый слоем льда.

    Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.

    Здесь нет ни одного государства. АНТАРКТИДА

    Этот материк лежит в северном и западном полушарии.

    Часть этого континента принадлежала России.

    Здесь самая изрезанная береговая линия. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

    2. Почему материки делят на группы: южные и северные материки?

    3. Как вы думаете, почему мы изучаем Евразию после других материков?

    4. По какому плану мы рассматриваем характеристики географического положения материка?

    3. Изучение нового материала:

    3.1. Определение основных характеристик материка (Презентация № 2)

    Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по материку Евразия.

    Что такое Евразия?

    Это – Европа плюс Азия.

    Из двух частей возник

    Самый большой материк.

    Евразия - величайший массив суши.

    Почему Евразию называют Величайшим массивом суши? На этот вопрос вы должны будете ответить после рассказа учителя, выполните задание по карточке и сделаете вывод об особенностях материка.

    Сообщение учителя:

    Континент расположен в Северном полушарии между примерно 9° з. д. и 169° з. д., при этом часть островов Евразии находится в Южном полушарии. Бо́льшая часть континентальной Евразии лежит в Восточном полушарии, хотя крайние западная и восточная оконечности материка находятся в Западном полушарии.

    Содержит две части света: Европу и Азию. Линию границы между Европой и Азией чаще всего проводят по восточным склонам Уральских гор, реке Урал, реке Эмба, северо-западному побережью Каспийского моря, реке Кума, Кумо-Манычской впадине, реке Маныч, восточному побережью Чёрного моря, южному побережью Чёрного моря, проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы, Эгейскому и Средиземному морям, Гибралтарскому проливу. Это разделение сложилось исторически. В природном отношении резкой границы между Европой и Азией не существует.

    Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: на юге - Индийским, на севере - Северным Ледовитым, на западе - Атлантическим, на востоке - Тихим.

    Евразия протянулась с запада на восток на 16 тыс. км, с севера на юг - на 8 тыс. км, при площади ≈ 53,4 млн км². Это более трети площади всей суши планеты. Площадь островов Евразии приближается к 2,75 млн км².