Строительством амурского гпз займется подрядчик «транснефти» и новатэка

: Уже достаточно известно об американской крови в финансовых и промышленных жилах Третьего Рейха. Несколько менее известно о том, как США «накачивали» Японскую империю в преддверии Второй мировой войны. Но как известно, Запад спонсирует все стороны и любые политические режимы. До Третьего Рейха и Японской империи был Советский Союз… ■

СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля. Своих умений и средств для этого было недостаточно. «Строить социализм» пригласили почти 20 000 иностранных инженеров и рабочих.

Заводы, построенные с помощью иностранцев


1. Магнитогорский металлургический комбинат. 2. АЗЛК (Московский автозавод). 3. Челябинский тракторный завод. 4. «Уралмаш». 5. Горьковский автозавод. 6. Волгоградский тракторный завод. 7. Пермский авиамоторный завод. 8. «Сибсельмаш». 9. Казанский авиационный завод. 10. Новокузнецкий металлургический комбинат.

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход - искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии . А в 1930-х - Великую депрессию в США .

После кабального Версальского мира в 1919 году Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», - писал в то время Сталину Иероним Уборевич , начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно. После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было ­приостановлено, но заводы остались.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан . Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

1. Ford Motor Company
С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а «фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в журнале «National Business» (1930 год), комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал:

«Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой».

Дзержинский впоследствии называл Форда – «учителем всех руководителей нашей промышленности».

2. Austin Company
Строительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. В советской истории Горьковского завода фирма получила нелестную оценку, несмотря на то, что договорные обязательства не были нарушены, а проект удачно завершен. У Нижнего Новгорода в то время даже существовал американский заводской поселок. Все строительство сопровождалось конфликтами между иностранными специалистами и представителями советского «Автостроя». Намеченные сроки не выдерживались, сметы повышались из-за нехватки строительных материалов и неэффективного использования рабочей силы. В одной из своих жалоб в Москву, инженер Гарри Майтер писал:

«Нам пришлось работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке. Ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот».

Несмотря на все негативные оценки, руководивший строительным сектором ВАТО, инженер Макаровский назвал роль The Austin Company в строительстве завода решающей:

«Без них мы так бы и топтались на одном месте».

3. Albert Kahn Incоrporation
Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation, согласно своему договору с «Амторгом» обеспечила строительство более 550 промышленных объектов на территории СССР, в том числе Челябинского и Сталининградского тракторных заводов. В 1930 году Стройобъединение ВСНХ СССР заключило с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта Кана контракт на 2 млрд долларов, что сегодня равняется 250 млрд. Согласно ему, Albert Kahn Incorporation становился главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. В рамках сотрудничества в СССР был основан «Госпроектстрой», где работало 25 американских инженеров и около 2,5 тысяч советских сотрудников. На тот момент это было крупнейшее бюро мира, получившее в народе имя «кузницы кадров». В стенах «Госпроектстроя» была спроектирована практически вся танковая, тракторная и автомобильная индустрия – все важнейшие промышленные объекты первой пятилетки. Впоследствии, новые заводы возводились по разработанным здесь же чертежам.

4. Siemens
За период индустриализации СССР заключил более 70 договоров с германскими фирмами. Из последних стоит выделить немецкий концерн Siemens, который обеспечивал поставку оборудования и техническое консультирование советских специалистов. Так, компания взяла на себя подготовку строительной площадки Днепровской ГЭС – флагмана первой пятилетки и крупнейшей в те времена электростанции. Для других энергетических объектов СССР фирма поставляла паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens также участвовали в строительстве московской подземки.

5. General Electric
Если компания Канна строила промышленные объекты страны, то International General Electric их электрифицировала. Фирма принимала активное участие в выполнении плана ГОЭЛРО – государственной программы по обеспечению электричества всей страны. В нем предусматривалось строительство электростанций и предприятий, обеспечение строек всем необходимым, ну и, в конечном счете, опережающее развитие энергетики. Все, как Ленин завещал: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны ». Впоследствии, значительная часть советских заводов и фабрик работала на электрооборудовании фирмы. Помимо этого, General Electric, в начале 30-х поставляла в СССР первые локомотивы.

6. Junkers
Согласно условиям Версальского договора, завершившим Первую мировую, Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки и военную авиацию. Многим немецким компаниям, специализировавшимся на военной промышленности, удалось спастись от банкротства лишь благодаря заказам из Советской России. Среди них была и небезызвестная фирма Junkers. 26 ноября 1922 года правительство РСФСР заключила три договора с фирмой: об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия, об аэросъемке и, наконец, о производстве металлических самолетов и моторов на территории России. Для выполнения последнего пункта, Junkers выделили Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня завод им. Хруничева). Договор предусматривал выпуск 300 самолетов в год, при этом РСФСР обязалась закупать 60 самолетов ежегодно. Сотрудничество оказалось совершенно невыгодным для Хьюго Юнкерса . Цены на продукцию были фиксированы, но, в результате НЭПа и роста инфляции, себестоимость самолетов, оказалось вдвое больше оговоренных цен. Все попытки компании поднять цены встретили жесткое сопротивление со стороны советского руководства. В результате, сославшись на невыполнение договора, сотрудничество с Junkers было разорвано. К этому времени, Россия уже получила свой «мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил».

7. Arthur McKee of Cleveland
На строительстве знаменитой «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии, под руководством американской компании Arthur McKee. Американцы должны были подготовить строительный, технологический проекты с полным описанием оборудования, станков и механизмов. Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США). Впрочем, как и в предыдущем случае, договор был досрочно расторгнут. 31 января 1932 года, во время пуска первой догмы произошла авария – из-за сильного мороза прорвало трубу в одном из колодцев, а из кладки вырвался раскаленный газ. Arthur McKee предложили убраться восвояси. Тем не менее, доменные печи фирмы McKee работают на Магнитке и сегодня.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название - «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием.

Чтобы навсегда оставить индустриализацию в глазах народа как «беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным», генсек расстрелял всех, кто так или иначе был связан с закупками импортного оборудования. Сотни высококлассных инженеров в конце 30-х годов оказались «врагами народа» и «вредителями». Фактически благодаря их работе СССР смог подготовиться к ­войне с фашистской Германией и победить. Но история объявила героями совсем других людей.

20 июня, в индустриальном парке «Есипово» Солнечногорского района. В мероприятии приняли участие губернатор Московской области Андрей Воробьев и министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. О том, каким будет будущий завод немецкого автоконцерна и как будет осуществляться производство в его стенах, читайте в материале портала mosreg. ru.

Церемония закладки первого камня в фундамент завода по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz прошла 20 июня в индустриальном парке «Есипово» Солнечногорского района. В торжественном мероприятии приняли участие губернатор Московской области Андрей Воробьев, министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, член правления подразделения Mercedes-Benz Cars, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок, Маркус Шэфер и посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигер фон Фриа. Перед церемонией гости осмотрели автомобили, которые будут выпускаться на заводе.

Как все начиналось


«Для нас сегодня торжественный и волнительный день. Наверное, такой же, как для Mercedes. В Московской области работает более 200 немецких компаний – больших, семейных, малых, все они успешны. Не буду скрывать, что особо воодушевил президент нашей страны, когда Mercedes обратился к нам. Он благословил . Мы предложили Mercedes особые условия», – сказал Воробьев в ходе церемонии.

Строительство завода


Строительство нового завода начнется с . Как отмечал губернатор, это наиболее сложный объект с дорогостоящим оборудованием. При возведении объекта руководство Mercedes-Benz делает ставку на так называемую полностью гибкую сборку. Предполагается, что на заводе наладится производство полного цикла по выпуску легковых автомобилей и внедорожников премиум-сегмента, включая локализацию таких технологических операций, как сварка, окраска, сборка автомобилей, а также выполнение цепочки логистических операций.

Производственные мощности завода будут рассчитаны на максимальную гибкость, чтобы можно было организовать на одной линии эффективное производство нескольких автомобильных платформ. На предприятии будет предусмотрена концепция подъемно-транспортного и производственного оборудования. Доставлять компоненты на участки сборочной линии по всему цеху будут автоматические самоходные тележки, за счет чего можно эффективно интегрировать в серийное производство различные типы и модификации кузова, а также их производные варианты. А благодаря так называемой концепции одной крыши укоротятся транспортные пути между производственными участками, оптимизируется продолжительность производственного цикла и сократятся расстояния на производстве для сотрудников.

Производство и перспективы


Технический запуск завода ожидается в конце 2018 года, в начале 2019 года с конвейера предприятия . На «Московии» в гибком режиме будут выпускать автомобили . Компания планируют начать производство с седанов Е-класса. Затем постепенно будет налажен выпуск внедорожников GLE, GLC и GLS. Концерн Daimler гарантирует инвестиции свыше 250 млн евро. За производство будет отвечать вновь созданная компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (МБМР) под руководством Акселя Бензе.

Как ранее отмечал Воробьев, благодаря строительству и запуску производства немецкого автогиганта на территории Московской области будет создано . В дальнейшем в Подмосковье начнется подготовка высококвалифицированных кадров для работы на заводе. В настоящее время власти региона занимаются адаптированием , направленным на обучение учащихся работе с робототехникой.

Надежда Осодоева

Часто можно услышать мнение, что индустриализация в СССР была проведена за счет принудительного труда заключенных, что гиганты экономики были построены «на костях», что Сталин специально сажал людей, чтобы воспользоваться бесплатным трудом заключенных.

Поразительно, что подобные домыслы витают в умах не только молодежи, но и в умах людей, выросших в СССР!

А действительно - как была проведена индустриализация? Что было построено, для кого, и главное - кто же это создал? Чьих именно рук дело - индустриализация?

В силу того, что приводимые в статье факты являются прописной истиной (были прописаны в учебниках) - формат статьи получился несколько «школьный». Однако тем, кто уроки прогуливал, и терпел историю с трудом, а теперь склонен привирать (додумывать страшную сказочку, а то и нагло врать) и тем, кто заинтересован в объективном системном представлении данной темы, напомнить историю великих трудовых побед нашего народа считаю правильным.

Начнем с самого понятия индустриализация, как исторического термина. Само слово индустриализация происходит от латинского «усердие, деятельность». Под индустриализацией понимается процесс создания крупного машинного производства в промышленности, который выражается в строительстве больших заводов, электростанций, инфраструктуры производства. Каждое развивающееся, способное на самоопределение, не порабощенное чужой экономикой общество, проходит через процесс укрупнения производства в промышленности, внедрение машин, передовых методов управления и автоматизацию на производстве.

И при капитализме и при социализме массовое производство возможно там, где есть соответствующий массовый спрос на промышленную продукцию. При капитализме такой спрос формирует рынок, на котором и конкурируют производители. При социализме такой спрос порождается необходимостью удовлетворения общественных и личных потребностей, которое происходит путем распределения произведенного продукта.

При доминирующем значении частного капитала процесс производства носит стихийный характер. Для капиталистической экономики характерны кризисы перепроизводства, которые повторяются регулярно, несмотря на попытки оптимизации управления (отказ от прямой конкуренции, государственное регулирование, финансовое стимулирование и т.п.).

При социализме удовлетворение спроса является для промышленности осознанной директивой. Все идет по плану. В экономике может оставаться частный сектор, но крупное массовое производство контролируется обществом. В любой социалистической экономике формируется масштабная система распределения, боле или менее удачно.

Принято считать, что история развития производственных сил в каждой отдельной независимой экономике делится на доиндустриальный период, период индустриализации, и постиндустриальный период. В доиндустриальный период превалирующей сферой выступает сельское хозяйство. Ключевым фактором является вопрос собственности на землю. В индустриальный период превалирует промышленное производство. Ключевым фактором является вопрос о наличии ресурсов (прежде всего капитала или фондов). В постиндустриальный период превалирует сфера услуг и наукоемкие производства. Ключевым фактором является вопрос о наличии знаний и информации, который при капитализме сводится к вопросу о праве собственности на знания и информацию.

Все выше сказанное отражает новомодную экономическую теорию, которую поддерживают как сторонники рыночной экономики, так и марксисты (противники капитала). Реально же, после внедрения массового и фабричного производства, центры производства перемещаются в поисках наиболее эффективных с точки зрения экономики производства решений. Этот процесс связан как с развитием национальных экономик, так и с прогрессом в области технологий и организации производства. Например, сейчас индустриализацию переживают Индия и Китай. Но в начале ХIX веке к индустриальным странам относились Англия и Франция. К концу ХIX века к ним присоединились Германия и США. В начале 30 годов ХХ века такой страной стала и Советская Россия.

Но для чего же потребовалось это «усердие» в производстве? Прежде всего - для удовлетворения всевозрастающих по мере развития общества потребностей. При капитализме это делается с целью личной наживы и экономического порабощения. При социализме индустриализация, как ответ общества на исторический вызов, необходима для преображения самого общества, она ускоряет его развитие, делает более устойчивыми общественные связи.

Применительно к СССР индустриализация также была необходима с целью повышения обороноспособности страны в условиях политической изоляции. Но не только. Это даже была не основная цель. Для Советских республик индустриализация означала модернизацию всего общества.

Еще в 1918 году в статье «Очередные задачи Советской власти» В.И.Ленин определил основные направления строительства социалистической экономики. В 1921 году был запущен план ГОЭЛРО, предусматривающий строительство 30 крупных государственных районных электростанций, восстановление промышленности, начало массового производства алюминия и электросплавов. Планом также предусматривалось восстановление железнодорожного и водного транспорта, его техническая реконструкция.

Именно политическая воля правящей партии диктовала необходимость индустриализации Советской России. «Либо гибель всех политических завоеваний Советской власти, либо подведение под них экономического фундамента» - утверждал Ленин в 1921 году. Он считал важнейшим условием построения социализма превращение СССР в могучую индустриальную державу.

Индустриализация страны была призвана обеспечить внутренние потребности в машинах и оборудовании, передовой технике, стимулировать развитие технологий и тем самым освободить страну от экономической зависимости. Развитие машиностроения в Советской России должно было способствовать механизации сельского хозяйства и привести к сокращению безработицы.

Для понимания процесса - это не маловажный фактор! Приблизительно те же экономические цели в то время стояли перед Италией и Японией. Сокращение сельского населения, урбанизация, сокращение безработицы, необходимость интенсификации производства сельскохозяйственной и промышленной продукции - эти цели соответствовали логике развития производственных сил общества.

С современных позиций, очевидно - что капиталистическая экономика более эффективна с точки зрения предприятия: производство более эффективно, продукт достаточно качественный, технологии находят быстрое внедрение; капиталистическое производство более способно к структурным изменениям. Но какова цена этой эффективности? Чего только стоит обществу перенос производств из одних регионов с дорогой рабочей силой в регионы с дешевой рабочей силой, закрытие не эффективных производств, сокращение персонала, масштабные мошенничества, отсутствие гарантий работы по специальности, переподготовка кадров и т.д. А если добавить сюда показатели надежности функционирования, то картина получится совсем неприглядная. Огромные потери от стихийных бедствий, отключений энергии, сбои в информационных сетях - преумножают потери вызванные стихией рынка. Казалось бы, постоянное изменение спроса должно стимулировать развития науки. Но на деле все происходит с точностью до наоборот. Ничего кроме авантюризма так называемый дух предпринимательства не стимулирует. Как только появляется новое открытие, его пытаются конвертировать в деньги, омертвить в виде научного капитала. Хотя внедрение идет крайне быстро, идеи обходятся крайне дорого. История показала, что прогресс в науке не менее силен и при социализме, а при отмене частной собственности на результаты интеллектуального труда наука развивается даже более стремительно. Конкуренция по качеству в условиях постиндустриального общества, также скорее тешит лишь богатейший слой общества, а основания масса людей предпочитает покупать более дешевые, легко заменяемые товары. (На глазах нашего поколения китайский ширпотреб одолел японское качество).

Можно утверждать, что с точки зрения общества, капиталистическая система хозяйствования не более эффективна, чем социализм с крупными потерями произведенной, но не востребованной продукции. Но и при капитализме, и при социализме программа индустриализации предполагает приблизительно одинаковые действия: первоначальное формирование массового спроса и открытый доступ к источникам спроса для его удовлетворения, наличие технологий для организации массового машинного производства, открытый доступ к источникам ресурсов, достаточный уровень развития управления производством. Для старта индустриализации необходим доступ к ресурсам, как сейчас принято говорить «стартовый капитал». Это поистине огромные ресурсы, сравнимые, пожалуй, с мобилизацией древнего общества при строительстве египетских пирамид. При капитализме такого рода ресурсы формируются за счет объединения частных капиталов. При социализме возможность проведения индустриализации предопределена наличием общественных фондов (средств, переданных в руки государства).

Курс на социалистическую индустриализацию в Советской России был взят на XIV съезде Всесоюзной коммунистической партии большевиков, который проходил в конце декабря 1925 года в Москве.

С политическим отчетом центрального комитета партии на съезде выступил И.В. Сталин. В частности он доложил, «что между нашей страной строящегося социализма и странами капиталистического мира установилось некоторое временное равновесие сил, – равновесие, которое определило собой текущую полосу “мирного сожительства” … Производство во всех передовых странах Европы либо идет вперед по сравнению с 1919 годом, растет, доходя местами до 80–90% довоенной нормы, либо стоит на одной норме. Только в Англии некоторые области производства еще не выпрямились. В основном, если взять Европу в целом, производство и торговля двигаются вперед, впрочем, пока еще не достигая довоенной нормы… Центр финансового могущества в капиталистическом мире, центр финансовой эксплуатации всего мира из Европы переместился в Америку. Раньше обычно центром финансовой эксплуатации мира являлись Франция, Германия и Англия. Теперь этого уж нельзя сказать без особых оговорок. Теперь центром финансовой эксплуатации мира являются, главным образом, Соединенные Штаты Северной Америки». Сталин констатировал, что «…после того, как на свет появилась Советская Страна, после того, как старая Россия превратилась в Советский Союз, - после этого - всеохватывающего капитализма во всем мире не стало. Мир раскололся на два лагеря: на лагерь империализма и лагерь борьбы против империализма».

Непосредственно об индустриализации в выступлениях докладчиков на съезде говорилось лишь в общих чертах. Но была сформулирована главная задача индустриализации: обеспечить экономическую самостоятельность СССР, превратить нашу страну из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую их. Вопросы темпов, источников и методов проведения индустриализации на съезде не рассматривались. Партийная дискуссия по этим вопросам разгорелась уже после окончания съезда в 1926 году. Сформировалось два лагеря: левые во главе с Л.Д. Троцким выступали за проведение «сверхиндустриализации» за счет крестьянского большинства, а правые по главе с Н.И. Бухариным ратовали за «мягкие» преобразования и развитие рыночной экономики.

Предлагая форсировать процесс индустриализации, Троцкий выделял именно военный аспект, рассчитывая продержатся до победы пролетарской революции в индустриально развитых странах. Основные положения экономической платформы левого крыла, куда помимо Троцкого также входили Зиновьев, Каменев, Радек, Преображенский, были представлены на пленуме ЦК ВКП(б) проходившем в апреле 1927 г. После публикации подготовленного Троцким «Заявления 83-х», где партийное руководство во главе со Сталиным обвинялось в поощрении «антипролетарских элементов», предательской по отношению к мировому революционному движению политике построения социализма в отдельно взятой стране, Троцкий был заклеймен как предатель и враг Советской власти. В декабре 1927 года на XV съезде ВКП(б) Троцкий, Зиновьев, Каменев и другие лидеры объединенной оппозиции были исключены из партии.

Вслед за этим были отклонены и предложения фракции правых по главе с Н.И. Бухариным. (В данную фракцию также входили такие влиятельные партийцы как председатель Совета народных комиссаров А.И.Рыков и председатель Всероссийского центрального совета профсоюзов М.П.Томский).

Будучи главным редактором газеты «Правда» Бухарин выступил с рядом статей, в которых под видом борьбы против троцкизма критиковался отказ от НЭПа. Как экономист Бухарин указывал на нарастающий дисбаланс между различными отраслями хозяйства, на опасность беспрерывного наращивания капитальных затрат, возражал против перераспределения национального богатства из сельского хозяйства в промышленность. Критикуя курс Сталина, Бухарин писал: «Сумасшедшие люди, мечтают о гигантских прожорливых стройках, которые годами ничего не дают, а берут слишком много». В статье «Политическое завещание Ленина» Бухарин критиковал «генеральную линию» партии, противопоставляя ее взглядам Ленина, изложенным в его последних работах.

Бухаринцы высказывались за развитие мелкотоварного производства и продолжение НЭПа, интенсификацию сельскохозяйственного производства без укрупнения сельскохозяйственных производств, естественным (с упором на частных собственников) способом, за строительство промышленной индустрии по мере роста товарного производства (прежде всего зерна) в сельском хозяйстве (индустриализация по методу Бунге-Витте за счет доходов от зернового экспорта). Такой подход обеспечивал бы рост основных производственных фондов в интервале 1-2% в год, при росте населения страны 2% в год. Слабость этой стратегии также была в том, что развитие страны ставилось в зависимость от урожайности зерновых, что отчасти является природным фактором. Это был путь индустриальной деградации страны, что предопределяло поражение Советской России при первом же военном конфликте, например с японцами, военная мощь которых на Дальнем востоке в тот период стремительно возрастала.

Как блоку Троцкого, так и блоку Бухарина противостояли «государственники» во главе с И.В. Сталиным. Я не назвал бы этот блок «центристами». Скорее это было партийное большинство, в составе которого находились такие видные деятели партии как Л.М.Коганович, Г.К.Орджоникидзе, А.И.Микоян, М.И.Калинин, М.М.Литвинов, С.В.Косиор, В.М.Молотов, А.А.Андреев, Н.М.Шверник, А.А.Жданов, Г.И.Петровский, В.В.Куйбышев, К.Е.Ворошилов, Я.Ф.Фабрициус, А.В.Луначарский, С.М.Киров. Это большинство, разгромив троцкистов, также выступило за интенсивную индустриализацию как часть триединого ленинского подхода к построению социализма в СССР (индустриализация, коллективизация, культурная революция).

На апрельском пленуме ЦК и ЦКК в 1929 г. Бухарин был вынужден защищаться от нападок партийного большинства, часто переходя на личности. Приводимые в защиту умеренных темпов индустриализации доводы уже не играли никакой роли. Бухарин стал личным врагом для многих членов ЦК. Не получил поддержки и Рыков. Как председатель правительства он выступил с предложениями по развитию народного хозяйства, оздоровлению финансов и консервации необеспеченных ресурсами строек. Пленум 300 голосами против 13 осудил «правый уклон». Вслед за пленумом была созвана партийная конференция, которая отклонила какие-либо попытки снижения темпов индустриализации. В решениях конференции говорилось, что первая пятилетка является периодом развернутого социалистического наступления и выполнению ее задач препятствуют не столько трудности организационно-технического характера, сколько обострение классовой борьбы и сопротивление частных собственников и мелкобуржуазных элементов. На ноябрьском пленуме ЦК 1929 г., принадлежность к «правому уклону» была признана несовместимой с пребыванием в партии, Бухарин был выведен из состава Политбюро ЦК, Рыков и Томский получили строгое предупреждение. По обвинению в «правом уклоне» из партии было исключено более 100 тыс. человек.

Сталина часто обвиняют в том, что он, лавируя между отдельными группами, не имел четкой программы индустриализации. Однако такую программу имели и многократно высказывались по вопросам индустриализации его ближайшие соратники: Куйбышев, Орджоникидзе Микоян и Каганович.

Но суть программы индустриализации была сформулирована Сталиным и заключалась в следующем:

  1. Необходим быстрый темп индустриализации. Мы значительно отстали в техническом отношении от передовых капиталистических стран, поэтому «нужно… догнать и перегнать эти страны … в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут».
  2. «Быстрый темп развития индустрии вообще, производства средств производства в особенности, представляет основное начало и ключ индустриализации страны… Это значит - побольше капитальных вложений в промышленность».
  3. «Реконструкция промышленности означает передвижку средств из области производства средств потребления в область производства средств производства. Без этого не бывает и не может быть серьезной реконструкции промышленности, особенно в наших, советских условиях» учитывая отсутствие внешних инвестиций.

Еще в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) определил основные направления социалистической индустриализации:

  • развитие государственного сектора как основы социалистической экономики;
  • переход к управлению экономикой на основе пятилетних планов;
  • установление новых взаимоотношений между городом и деревней с учётом расширения крестьянского спроса не только на продукты потребления, но и на средства производства;
  • сокращение непроизводительного потребления, с тем чтобы сэкономленные средства направить на строительство заводов и фабрик.

Для реализации этой программы была резко повышена роль планирующих органов. Госплан СССР разрабатывал пятилетние планы развития народного хозяйства. Центральный комитет ВКП(б) и Центральный исполнительный комитет СССР (высшие органы власти) осуществляли поддержку местных Советов и профсоюзов в деле привлечения молодежи, работников науки и техники на производство.

Индустриализацией страны руководил важнейший государственный орган - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который в 1926 г. после смерти Дзержинского возглавил Куйбышев.

На базе государственных синдикатов были созданы производственные объединения, подобные главкам первых послереволюционных лет. Производство строилось путем прямого централизованного управления сверху всего и вся вплоть до установления норм оплаты труда рабочих. Предприятия, в сущности, бесплатно получали соответствующие фонды, сырье и материалы по системе нарядов. Была возобновлена карточной система снабжения и распределения. Были ликвидированы банки, акционерные общества, биржи, кредитные товарищества. На производстве вводилось единоначалие. Руководители предприятий лично отвечали за выполнение промышленно-финансового плана. Директора крупнейших строек и предприятий назначались по номенклатурному списку, с обязательным согласованием в органах партии.

Основные препятствия при проведении индустриализации состояли в технико-экономической отсталости, в преобладании в экономике мелкотоварного хозяйства на базе устаревшей техники; в методах накопления средств; в отсутствии достаточного количества промышленных кадров. Индустриализацию приходилось осуществлять в условиях внешнеполитической изоляции и постоянной угрозы нападения империалистических держав.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что социалистическая индустриализация отличалась от капиталистической по социально-экономическому содержанию, методам проведения, темпам осуществления и источникам накоплений. Советский Союз отказался от использования средств запада полученных от многовекового ограбления порабощенных народов мира. В части ресурсов для проведения индустриализации, была сделана ставка на внутренние источники и отказ от внешних заимствований.

Источниками проведения индустриализации являлись: доходы от государственных предприятий, доходы от государственных торговых монополий, рост налогов на доходы частных предпринимателей, внутренние займы у населения, строжайшая экономия и бережливость на производстве, социалистическое соревнование. В дальнейшем также были использованы доходы от деятельности Торгсина (с 1931 по 1935 год), доходы от увеличения продажи водки населению (с 1927 года и далее всю историю СССР), доходы от дополнительных эмиссий денег (начиная с 1926 года). Использование труда заключенных и военнопленных на строительстве промышленных объектов стало широко применяться только после отечественной войны (а именно с 1944 по 1960 год).

Дадим краткий анализ того, что было построено за годы первых пятилеток и какими силами осуществлялось это строительство:

За годы первой пятилетки (1927/28 - 1932/33 гг.) были построены: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уральский медный завод, Риддерский полиметаллический комбинат, Волховский алюминевый завод, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Минский станкостроительный завод, Туркестанско-Сибирская железная дорога (Турксиб), новые угольные шахты Кузбаса и Домбаса, новые нефтепромыслы Баку. Всего около 1500 промышленных объектов.

За годы второй пятилетки были построены: Уральский завод тяжелого машиностроения и Краматорский машиностроительный завод, Уральский вагоностроительный завод, Челябинский тракторный завод, Новотульский металлургический завод, Воскресенский, Невский, Актюбинский, Горловский, Бобриковский и др. химические комбинаты, Московский метрополитен. Всего около 4500 промышленных объектов.

Если всех привлеченных к труду на стройках первых двух пятилеток можно назвать «трудовой армией», то основной призыв в нее до 1930 года проходил за счет сельских жителей отправившихся на заработки и необеспеченных работой горожан (безработных). После 1930 года «трудовая армия» пополнялась в основном за счет сельской молодежи. Трудовой вклад заключенных в первые пятилетки был весьма незначителен. Вот цифры: Всего в «трудовую армию» с 1929 по 1937 было призвано более 20 млн.человек. Из них трудоустроенные безработные и лица без постоянного заработка - более 8 млн.человек, молодежь и крестьяне покинувшие деревню - около 12 млн.человек.

Для сведения: количество заключенных в 1930 году было около 0,45 млн.человек. Далеко не все они привлекались к труду. Массовый труд заключенных впервые был использован на строительстве Беламорканала в годы первой пятилетки. (Кстати именно на этой стройке родилось слово «зэк» («з/к»). Оно обозначает «заключенный каналоармеец»). К строительству было привлечено около 110 тыс.заключенных. К 1941 году количество заключенных в исправительно-трудовых лагерях и трудообязанных составляло около 2 млн.человек. Таким образом, совокупный трудовой вклад «з/к» в индустриальную мощь нашей Родины к началу Великой Отечественной войны не как не мог быть более 10%. Ну а что действительно, не бесплатно же им баланду хлебать, пока вся страна работает. Во время войны количество привлекаемых к труду заключенных сократилась в десятки раз. Наряду с остальными гражданами страны ушли на фронт и бывшие заключенные.

В годы первых двух пятилеток труд заключенных массово использовался при строительстве следующих промышленных объектов:

  • Балтийско-Беломорского канала, а также Нижнетуломской ГЭС (1931–1933 гг., около 110 тыс. заключенных);
  • Канала Москва-Волга, а также Иваньковской и Угличской ГЭС (1933–1939 гг., около 190 тыс. заключенных);
  • Норильского металлургического комбината (с 1935 г., около 12 тыс. заключенных).

Заключенные в основном привлекалась к земляным работам, валили лес, работали на рудниках. Основные «стройки коммунизма» первых пятилеток страна завершила без них.

В 1934 году число заключённых в лагерях ГУЛАГ составляло 500 тыс. человек. В 1940 - уже более 1,5 млн. Тогда это составляло примерно 1,15% от всего трудоспособного населения страны. Для сравнения сейчас отбывает срок наказания свыше 1 млн.человек, это составляет 1,32% от всего трудоспособного населения. Результаты сравнения так называемого «тоталитарного общества» и так называемого «либерального» не в пользу последнего.

Начиная с 1929 в деле индустриализации страны был взят курс на «большой скачок». Первая пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Рабочее поколение, которое выросло в годы революционного подъема, стремилось обеспечить победу социализма в СССР методом «красногвардейской атаки». В стране шел бой за светлые идеалы, за общество, в котором не будет эксплуатации человека человеком и частной собственности на средства производства, за общество свободного труда, социального равенства и равноправия.

В начале 1929 г. началась кампания по развертыванию массового социалистического соревнования на производстве и строительстве. Пресса и общественные организации усиленно пропагандировали различные трудовые почины, многие из которых были подхвачены рабочими. Наибольшее распространение получили такие формы соревнования, как движение ударников, движение за принятие встречных планов, «непрерывка», движение «догнать и перегнать» капиталистические страны по объемам производства и производительности труда. Социалистическое соревнование провозглашалось одним из главных условий выполнения заданий пятилетки.

За годы первой пятилетки производство чугуна в Советской России было увеличено в два раза, производство станков в 8 раз, производство тракторов в 28 раз, производство автомобилей в 30 раз.

В начале 1934 года на XVII съезде ВКП(б) был утвержден второй пятилетний план (план развития до 1937 г.). В нем также делалась ставка на приоритетное развитие тяжелой промышленности. Главная экономическая задача была определена как завершение модернизации народного хозяйства на основе новейшей техники. Курс на дальнейшее форсирование экономического развития был подвергнут существенной корректировке. В области промышленности были утверждены более реальные задания по ежегодному росту производства. Руководство страны уже не ожидало, что сверхвысокие темпы роста сохранятся и во вторую пятилетку, поэтому темп роста промышленного производства в плане был заложен на уровне 16,5% в год. Более высокими темпами предполагалось развивать лишь легкую промышленность.

В целях повышения производительности труда было решено оживить материальное стимулирование. Сталин объявил «войну уравниловке». Была введена оплата в зависимости от условий труда, выработки и разряда рабочего. Именно тогда родилась идеологема: «От каждого по способностям, каждому по труду».

Труд передовиков производства оплачивали на порядок выше, чем отстающих рабочих. Передовики производства пользовались определенными привилегиями: им предоставлялась лучшая техника, особые условия труда, квартиры вне очереди, особые пайки, путевки в санатории и дома отдыха и т.п. Большую роль в повышении производительности труда сыграло стахановское движение. В отличие от ударничества первой пятилетки, где упор делался на коллективные формы труда, стахановское движение пропагандировалось как движение новаторов производства, достигающих успехов за счет освоения техники и улучшения организации труда. Начало движению положил рекорд шахтера Алексея Стаханова, который 1 сентября 1935 г. за смену выполнил 14 дневных норм. Успехи Стаханова получили широкую известность и при поддержке партийных органов распространились на все отрасли хозяйства. Но стахановское движение имело скорее идеологического значение, чем способствовало общей производительности труда. Более важной задачей второй пятилетки являлась овладение новой техникой и повышение качества. Лозунгом второй пятилетки стал призыв «Кадры, овладевшие техникой, решают все!». Осенью 1933 г. школы фабрично-заводского ученичества были реорганизованы в профессиональные учебные заведения для подготовки рабочих массовых профессий. При фабриках и заводах открывались курсы повышения квалификации, создавались условия для обучения рабочих в вечерних школах и вузах. Основной формой повышения квалификации рабочих становится техминимум. Сдача его становится обязательной для рабочих всех отраслей промышленности.

Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.) имел приоритетной целью обеспечение обороноспособности страны. В момент его принятия уже шла война на Востоке (агрессия Японии в Китае), в Германии пришли к власти фашисты, полыхала гражданская война в Испании.

Перед советским народом была поставлена задача: догнать и перегнать по показателям производства продукции на душу населения, наиболее развитые капиталистические страны. В годы III пятилетки для развития промышленности и сельского хозяйства было выделено больше средств, чем за годы первых двух пятилеток. План предусматривал дальнейшее развитие металлургической, угольной и нефтяной промышленности, в частности, создание в районе между Волгой и Уралом новой нефтяной базы СССР (добыча нефти в Татарии, Башкирии, Куйбышевской и Оренбургской области). Предполагалось создание крупных государственных резервов по топливу, электроэнергии, строительство на востоке страны заводов-дублеров по ряду отраслей машиностроения, химии и др.

За три с половиной года пятилетки было построено и введено в действие около 2900 крупных предприятий, освоено много новых сложных видов продукции. Улучшилась работа транспорта, особенно железнодорожного. С 1937 года стали наблюдаться успехи и в сельском хозяйстве.

В результате индустриализации наша страна обрела промышленный потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США (в 1913 г. Россия занимала пятое место). Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции, в том числе цветных металлов, блюмингов, рельсопрокатных станов, экскаваторов, турбин, паровозов, тракторов, сельхозмашин, автомобилей, самолетов. В целом уже к 1937 г. удельный вес импорта в потреблении страны снизился до 1%. (Для сравнения - сейчас удельный вес импорта составляет более 40%).

Третья пятилетка, так и не была закончена, ее оборвала Великая Отечественная война.

За годы первых пятилеток (1928/29–1932/33, 1933–1937, 1938–1941), СССР достиг экономической независимости от Запада. Рост промышленного производства в 30-е гг. составлял примерно 15% в год. (Сейчас социалистический Китай - лидер мирового роста имеет 8–9% в год.) По производству валовой продукции в ряде отраслей промышленности СССР обогнал Германию, Великобританию, Францию или вплотную приблизился к ним, однако отставал от этих стран по производству продукции на душу населения. За годы довоенных пятилеток по объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире по производству машин, тракторов, грузовых автомобилей, по добыче нефти.

Таблица 1. Производство важнейших видов промышленной продукции СССР в натуральном выражении.

Виды продукции: 1913 год: 1928 год: 1932 год: 1937 год:
Чугун, млн. т 4,2 3,3 6,2 14,5
Сталь, млн. т 4,2 4,3 5,9 17,7
Уголь, млн. т 29,1 35,5 64,4 128,0
Нефть, млн. т 9,2 11,6 21,4 28,5
Электроэнергия, млрд. квт-ч 1,9 5,0 13,5 36,2
Металлорежущие станки, тыс. шт. 1,5 2,0 16,7 48,5
Тракторы, тыс. шт. - 1,8 50,8 66,5
Автомобили, тыс. шт. - 0,8 23,9 199,9
Цемент, млн. т 1,5 1,8 3,5 5,5
Ткани хлопчатобумажные, млн. м 2582 2678 2604 3448
Сахар, тыс. т 1347 1283 828 2421
Консервы, млн. банок 95,0 125 692 982
Зерно, млн. т. 93,0 76,1 66,1 96,3

При этом следует отметить, что используемые для сравнения в таблице данные 1913 года, включают показатели таких развитых в экономическом смысле территорий как Финляндия и Польша, которые наряду с и Прибалтийскими странами, западной Белоруссией, западной Украиной и Молдавией не входили в состав СССР в годы первых пятилеток (Для сравнения производство зерна без этих территорий в 1913 году составляло 67 млн.т.).

Явными достижениями индустриализации 30-годов в СССР являются:

  • ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира (к 1936 году)
  • создание альтернативных угольно-металлургичнеских центров и центров машиностроения внутри страны (к 1933 году)
  • отмена карточной системы снабжения (в 1933 году)
  • полная ликвидация безработицы (к 1930 году)
  • повышение технической образованности трудящихся.

Последнее достижение крайне важно. Техническая грамотность, способность воспринимать инновации крайне важны для освоения новой техники, что повышает как обороноспособность страны, так и уровень развития общества.

К концу 1930-х гг. СССР был в состоянии производить любой вид промышленной продукции, доступной тогда человечеству. В кратчайшие сроки была создана одна из мощнейших в мире экономик, обеспеченная ресурсами и самодостаточная. Великая Отечественная война 1941–1945 года показала, что эта мощь превосходит промышленный потенциал Германии и всей Европы. «Магнитка победила Рур!» Советский народ победил империю.

Китайская корпорация Gezhouba Group получила контракт «Газпрома» на строительство Амурского ГПЗ стоимостью почти 90 млрд руб. Субподрядчиком по этому контракту стала «Велесстрой», давний партнер «Транснефти» и НОВАТЭКа

Фото: Георгий Шпикалов / ТАСС

«Сложный и престижный»

РБК удалось выяснить детали подрядного контракта, который «Газпром» заключил с китайской госкорпорацией China Gezhouba Group Corporation в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву 4 июля. Корпорация займется строительством и монтажом установок по криогенному разделению газа на Амурском газоперерабатывающем заводе (ГПЗ), который станет крупнейшим заводом в России.

Контракт заключен в евро, его сумма составила 1,3 млрд (86 млрд руб., или 10 млрд юаней), говорится в сообщении компании на Шанхайской бирже. Работы будут проводиться почти семь лет — с июля 2017 до марта 2024 года.

Контракт на 790 млрд руб.

Проектная мощность Амурского ГПЗ, первая очередь которого должна быть построена в 2021 году, составит 42 млрд куб. м газа в год. Это будет один из крупнейших газоперерабатывающих заводов в мире. На ГПЗ будет очищаться сырье, предназначенное для поставки в Китай по газопроводу «Сила Сибири». В состав ГПЗ также войдет производство гелия — до 60 млн куб. м в год.

Инвестор и заказчик проекта Амурского ГПЗ — «дочка» «Газпрома» — «Газпром переработка Благовещенск». Проектом управляет ОАО «НИПИгаз», которое заключило EPCM-контракт на строительство Амурского ГПЗ на 790 млрд руб. В проекте также участвуют несколько иностранных компаний, в том числе немецкая Linde, итальянская Tecnimont и китайские China Petroleum Engineering & Construction Corporation и Sinopec.

«НИПИгаз» выбирал подрядчика в несколько этапов: сначала получил технико-экономическое обоснование проекта от крупнейших компаний, способных привлечь проектное финансирование, потом провел три раунда технических и коммерческих переговоров, отобрав трех финалистов, а победитель был выбран после еще одной серии переговоров, сказал РБК представитель «НИПИгаза». На последнем этапе за этот контракт с Gezhouba боролись «дочка» китайской CNPC и Sinopec, рассказали РБК два участника тендера и консультант участников. «Проект сложный и престижный, за него развернулась ожесточенная борьба, Sinopec боролась до последнего», — рассказывает один из них. Но в числе прочих «НИПИгаз» выдвинул требование мобилизовать технику и людей на месте строительства в течение месяца, так как через два месяца на объекте ждут Владимира Путина, рассказывает он. Sinopec не смогла выполнить это требование, а Gezhouba оперативно доставила технику на площадку, объясняет собеседник РБК.

Gezhouba отслеживала проект строительства Амурского ГПЗ больше трех лет и уже полтора года работает над документацией к нему, рассказал РБК источник в корпорации. Представители Gezhouba встречались с заказчиками 15 раз, но до последнего момента было неясно, кому достанется контракт, вспоминает собеседник РБК. «Переговоры были жесткими и изматывающими, зайти на российский рынок оказалось очень сложно», — добавляет источник в корпорации.

Помощник из Хорватии

Gezhouba и «Велесстрой» фактически шли на конкурс как консорциум, хотя юридически он оформлен не был, говорят два собеседника РБК. «Велесстрой» помог китайскому партнеру срочно оформить квоты на рабочую силу и получить необходимые разрешения «дочки» «Газпрома» «Газнадзора», отмечает один из собеседников. В результате «Велесстрой» может получить в субподряд примерно половину объема работ или чуть больше, объясняют собеседники. Точная сумма контракта между Gezhouba Group и субподрядчиком будет определена в течение двух недель, говорит источник РБК, близкий к «Газпрому».



«Велесстрой» был создан в 2008 году, 99% акций принадлежат кипрскому офшору Waveform Investments Ltd, еще 1% у Екатерины Павлюк. Владельцем ​«Велесстроя» считается хорватский бизнесмен Михайло Перенчевич, писал журнал Forbes. «Велесстрой» строил объекты первой и второй очереди трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан, трубопровод Заполярье — Пурпэ, Балтийскую трубопроводную систему, а сейчас участвует в строительстве завода «Ямал СПГ» и Антипинского НПЗ. В 2017 году компания заключила подряды на 60,9 млрд руб., в основном со структурами «Транснефти», следует из данных «СПАРК-Интерфакса». «Велесстрой» также известен тем, что в 2011 году арендовал комплекс сооружений на берегу Черного моря, известный как «дворец Путина».

Не первая попытка

Gezhouba Group — китайская госкорпорация, которая работает по всему миру, говорится на ее сайте. Основана в 1970 году и занимается строительством электростанций, в том числе гидро-, ветро-, атомных и тепловых, а также строит дороги, аэропорты и железнодорожную инфраструктуру, мосты, порты и т.д. В 2016 году выручка компании составила $15 млрд, прибыль — $511 млн.

Gezhouba ищет проекты в России больше пяти лет, говорит президент Ассоциации развития международных торгово-экономических связей «Сино-Рус» Олег Демихов. И компания явно не намерена останавливаться на контракте по строительству Амурского ГПЗ. «Мы планируем сосредоточиться на развитии в России, особенно на нефтегазовых, энергетических и инфраструктурных проектах», — сказал РБК представитель российского офиса Gezhouba.

Все предыдущие попытки Gezhouba выйти на российский рынок были безуспешными. В конце 2015 года китайская госкорпорация вместе с «Евросибэнерго» Олега Дерипаски собиралась строить Тельмамскую ГЭС мощностью 450 МВт, но проект так и не был реализован. «Евросибэнерго» продолжает изучать возможные совместные проекты с китайским партнером, сказал РБК представитель российской компании. Gezhouba также хотела строить малые ГЭС в Карелии вместе с компанией «Нордгидро». «Китайская компания планировала стать соинвестором и подрядчиком при строительстве, но в результате мы выбрали другого китайского партнера — Sinomeс», — вспоминает топ-менеджер «Нордгидро». По его словам, Gezhouba хотела получить эксклюзивное право на ведение переговоров и уже после этого обсуждать детали, что ставило «Нордгидро» в невыгодное положение. «Они безусловные профессионалы, но с китайскими госкорпорациями тяжело вести переговоры», — говорит собеседник РБК.

Китайские подрядчики уже строили объекты на российском рынке. Например, в июне была запущена Хуадянь-Тенинская ТЭЦ в Ярославле, которую строили ТГК-2 (контролирует проект) и китайская Huadian (получила 49%), говорит Демихов. Но, по его мнению, китайским инвесторам не хватает системного подхода в работе с Россией, это связано со спецификой государственной структуры собственности в КНР: результаты работы нужны быстро, а неоправданные расходы не приветствуются.

Сохранить Сохранить Сохранить