Классификация таможенных пошлин. Виды таможенных пошлин

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины . (Приложение Б).

В России вопросы применения защит­ных мер регулируются Федеральным законом от 08.12 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпин­говых и компенсационных мерах при импорте товаров», который разраба­тывался исходя из требований ВТО и заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об эко­номических интересах Российской Фе­дерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Дополнительным подзаконным актом в области расчета размера субсидии является постановление Правительс­тва Российской Федерации от 13 ок­тября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфичес­кой субсидии иностранного государс­тва (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу неко­торых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров» .

Специальная пошлина - это пошлина, которая приме­няется при введении специальной защитной меры и взима­ется таможенными органами независимо от взимания ввоз­ной таможенной пошлины. При этом специальная защитная мера - это мера по ограничению возросшего импорта на та­моженную территорию, которая при­меняется посредством введе­ния импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза - товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб россий­ским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отноше­нии России со стороны других государств или их союзов. В качестве примера можно привести Постановление Прави­тельства РФ от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говя­дины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 го­дах» (в редакции от 5 мая 2007 г.).

Антидемпинговая пошлина - это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взима­ется таможенными органами неза­висимо от ввозной таможенной пошлины. При этом анти­демпинговая мера - это мера по противодействию демпин­говому импорту (т.е. импорту то­вара по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется; посред­ством введения антидемпинговой пошлины, в том числе пред­варительной антидемпинговой пошлины, или одобрения це­новых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по дем­пинговым ценам, т.е. когда экспорт таких товаров и их реа­лизация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационная пошлина - это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взи­мается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом компенсационная мера - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государ­ства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, принимаемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностран­ных государств) или экспортером. Компенсационные пошлины, как уже отмечено, приме­няются к ввозимым на таможенную территорию России то­варам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные, субсидии. Необ­ходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, - к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну) .

В соответствии с Федеральным зако­ном меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результа­те расследования, в ходе которого ор­ган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для приме­нения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования являлось Министерство экономическо­го развития и торговли. Расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, мо­жет быть начато по заявлению россий­ских производителей, производящих не менее половины от объема производс­тва данного товара в России.

Федеральный закон предусматривает возможность введения в качестве спе­циальных защитных мер специальных пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных расследований могут быть введены соответственно антидемпин­говые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.

Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рын­ка, взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее став­ки. Решение о введении мер защиты внутреннего рынка принимается Пра­вительством Российской Федерации.

На практике меры защиты внутрен­него рынка становятся заметным инс­трументом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгод­ность» мер защиты внутреннего рын­ка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка - это до­статочно подробно прописанная пра­вовая процедура, т.е. при определен­ных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту Во-вторых, эти инстру­менты активно используются в меж­дународной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, ан­тидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отно­шении которых действует беспошлин­ный режим свободной торговли.

Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественны­ми производителями для защиты от импорта. С момента принятия в Рос­сии законодательства о мерах защи­ты внутреннего рынка в 1998 году их было принято 15 (9 - специальных за­щитных, 4 - антидемпинговых и 2 ком­пенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года были введены 7 мер. Кроме того, в ходе расследований было применено 7 предварительных, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей . В качестве примера применения предварительных защитных пошлин можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года N 137 «О временных мерах по защите свеклосахарного комплекса», в соответствии с которым устанавливалась временная специальная пошлина на свеклосахарное сырье сроком на 180 дней в размере 45% от таможенной стоимости, но не менее 0, 2 евро за 1 кг сухого вещества .

Большинство из в веденных в России мер защиты внутреннего рынка - это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.

Причинами перехода от специальных защитных мер к ан­тидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ог­раничен, во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее, в-третьих, ан­тидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вы­теснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредви­денных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении неко­торых товаров и производителей вво­дятся пошлины и в 50 процентов. Кро­ме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения анти­демпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей спе­циальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба .

На сегодняшний день, в соответствии с ТК ТС п.2 ст.70 Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов ТС и (или) законодательством государств – членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы таможенного дела

На тему: Особые виды пошлин, видовой состав, порядок применения

Выполнила: студент группы ТД-122

Сухотин Д.Е

Проверила: Ахметова Г.З.

Введение

1. Общая характеристика особых видов пошлин

1.1 Виды особых пошлин

1.2 Применение особых видов пошлин

1.3 Общая характеристика

2. Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны - сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.

Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.

Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - также для пополнения доходной части бюджета.

Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.

Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особые пошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

1. Общая характеристика особых видов пошлин

1.1 Виды особых пошлин

Особые виды пошлин - таможенные пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. В соответствии со ст. 7 Закона о таможенном тарифе могут применяться следующие особые виды таможенных пошлин: 1) специальные пошлины; 2) антидемпинговые пошлины; 3) компенсационные пошлины.

Антидемпинговые пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ.

1.2 Применение особых видов пошлин

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба (ст. 11 Закона о таможенном тарифе).

Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 274.

Виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными законоположениями. Так, ст. 7 упомянутого закона гласит, что к ввозимым товарам могут временно применяться, а) специальные пошлины, б) антидемпинговые пошлины, в) компенсационные пошлины. Указанные виды пошлин - форма оперативных средств регулирования внешнеэкономической деятельности: они выходят за рамки обычных таможенных мер, хотя в основе их воздействия на внешнеторговый оборот также заложены экономические принципы используется ценообразующий фактор обложения товара пошлиной при его перемещении через таможенную границу.

Специальные пошлины применяются в двух основных случаях: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов. Применение специальной пошлины в последнем случае с позиций международного права можно именовать реторсиями.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой вывоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям.

Компенсационные пошлины представляют собой определенный правовой инструмент борьбы с негативным влиянием ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране экспорта прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно посредством применения системы дифференцированных налоговых ставок, кредитования экспортеров на льготных условиях и т.д.

О.в.п. применяются после проведения специального расследования. По его итогам Правительство РФ устанавливает ставки особых видов пошлин. При определении их размера учитываются величины демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Расследование проводится в 2-месячный срок. Продолжительность действия антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливается Правительством РФ с учетом международно-правовых обязательств РФ

сезонный пошлина таможенный товар

1.3 Общая характеристика

Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут.

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина - таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года».

Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

2 . Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать «закрытия» рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары». То есть в конечном итоге увеличение стоимости импортируемых сельхозпродукции и иных товаров посредством введения сезонных пошлин, что предполагает создание более благоприятных условий для реализации подобного рода отечественных товаров на внутреннем рынке России.

Сезонные таможенные пошлины устанавливаются Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории.

Перечень товаров, при ввозе или вывозе которых уплачивается сезонная таможенная пошлина, и соответствующие ставки сезонных пошлин должны быть официально опубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала применения таких пошлин.

Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В случае применения сезонных таможенных пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом Российской Федерации, в отношении товаров, на которые установлены сезонные таможенные пошлины, не применяются.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. От других временных мер таможенно-тарифного регулирования (антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны с периодическими, сезонными (отсюда и само название пошлин) колебаниями конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.

Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены за Правительством РФ, что соответствует ст.12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», наделяющей Правительство РФ правом принимать временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации.

Сезонные повышенные пошлины применяются в России в отношении ввоза определенных видов овощей и фруктов. В связи с высокими темпами инфляции в виде предложения был поставлен вопрос о возможном пересмотре ставок сезонных пошлин на основные овощи, прежде всего на картофель. Но никаких конкретных обсуждений по нему не проводилось.

В условиях присоединения России к ВТО сезонные ставки станут одним из механизмов защиты отечественного производителя, особенно сельхозпроизводителей.

Кроме того, недавно обсуждалось предложение Федеральной антимонопольной службы о введении сезонных пошлин на нефтепродукты. Позиция ФАС базируется на том, что высокие ставки пошлин на нефтепродукты на период сева и сбора урожая ограничат вывоз топлива, больше этих товаров будет поставляться на внутренний рынок и, соответственно, предложение превысит спрос, что приведет к снижению цен на ГСМ.

Теоретически это так, но, можно сделать и иные выводы. На российском рынке нет нехватки нефтепродуктов. При этом нефтяные компании держат цену, и хотя они между собой, возможно, конкуренты, но когда у них появляются какие-то общие проблемы или общий вопрос, они объединяются и выступают пулом. И не факт, что в условиях высоких экспортных пошлин на нефтепродукты в сезонный период компании начнут поставлять на внутренний рынок большие объемы топлива.

Заключение

К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась система защитных пошлин, включающая:

специальные пошлины;

компенсационные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

Определяя систему обязательных платежей-пошлин, являющихся предметом исследования, отметим, что некоторые из них могут использоваться не только в целях защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, но и во внешнеполитических и даже дипломатических целях.

Такое применение особых видов пошлин санкционируется действующим российским законодательством. Так, согласно статье 8 Закона РФ «О таможенном тарифе» специальные пошлины могут быть применены в двух основных случаях:

1) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств.

Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары.

Список использованной литературы

1.Базарова А.С. Таможенные пошлины и налоги // Бухгалтер и закон. - 2009. - № 2. - С. 27-33.

2.Богомолова А.А. Таможенное право. Конспект лекций. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.

3.Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ», 2008.

4.Гварлиани Т.Е. Налогообложение и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2010.

5.Завражных М.Л. Таможенное право России. - М.: Омега-Л, 2009.

6.Землянская Н.И. Понятие и правовая сущность таможенной пошлины // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 105-107.

7.Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Статут, 2008.

8.Козырин А.Н. Толковый словарь таможенного права. - М.: Городец, 2009.

9.Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2009.

10.Таможенный тариф Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. - М.: Тирекс, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин. Специфика применения сезонных и особых пошлин. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин. Практика применения сезонных пошлин на сахар и рис в России.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Рассмотрение основных способов ограничения импорта товаров - лицензирование импорта и квотирование. Характеристика и основные аспекты антидемпинговых таможенных пошлин. Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2015

    Способы расчета таможенных пошлин, их виды и характеристика. Адвалорная, специфическая и комбинированная ставки таможенной пошлины. Классификация товаров по различным признакам, определение кода товара. Практика применения таможенных пошлин в России.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2009

    Виды таможенных платежей; специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь. Специальные пошлины на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки).

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Правовое регулирование таможенных платежей в Таможенном союзе. Изучение изучены видов налоговых платежей при импорте и экспорте, а также принципов их применения. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Адвалорная ставка таможенной пошлины.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2015

    Правовое регулирование применения, исчисления, уплаты и сроков действия антидемпинговых и специальных пошлин в Республике Беларусь. Виды товаров, при импорте которых уплачиваются пошлины. Зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных сумм пошлин.

    реферат , добавлен 22.07.2012

    Порядок применения вывозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза, отражение соответствующих норм в законодательных актах. Ставки вывозных пошлин на товары различных категорий и их экономическое обоснование. Определение и анализ тарифных квот.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Уплата таможенных пошлин как одно из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Российской Федерации. Характеристика таможенных пошлин, их виды. Особенности исчисления таможенной пошлины. Возникновение обязанности по уплате.

    презентация , добавлен 25.10.2016

    Порядок, механизм и этапы взимания таможенных пошлин по экспорту и импорту, его правовая основа согласно законодательству России. Санкции за нарушение налогового законодательства, условия и процедура их применения. Расчет суммы налога на доходы физлиц.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Таможенные пошлины - один из старейших видов косвенных налогов. Структура бюджетных поступлений от взимания таможенных платежей и сборов. Импортные, экспортные, транзитные, адвалорные, специфические, конвенционные, автономные и компенсационные пошлины.

Ставки таможенных пошлин едины и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов.

Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствусмой нации, устанавливаются высшим законода-тельным органом РФ. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают ре-жим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций).

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

^ адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

^ специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

^ комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Особые виды пошлин применяются к ввозимым товарам для защита экономических интересов Российской Федерации, к ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяют как защитную меру, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, и как ответную меру на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины используют при ввозе на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины устанавливают в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Установлена следующая процедура применения особых видов пошлин. Применению предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, размер ставок должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИНЫ

виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными законоположениями. Так, ст. 7 упомянутого Закона гласит, что к ввозимым товарам могут временно применяться: а) специальные пошлины: б) антидемпинговые пошлины\", в) компенсационные пошлины. Указанные виды пошлин - форма оперативных средств регулирования внешнеэкономической деятельности:они выходят за рамки обычных таможенных мер, хотя в основе их воздействия на внешнеторговый оборот также заложены экономические принципы.используется ценообразующий фактор обложения товара пошлиной при его перемещении через таможенную границу.

Специальные пошлины применяются в двух основных случаях: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов. Применение специальной пошлины в последнем случае с позиций международного права можно именовать реторсиями.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой вывоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям.

Компенсационные пошлины представляют собой определенный правовой инструмент борьбы с негативным влиянием ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране экспорта прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно посредством применения системы дифференцированных налоговых ставок, кредитования экспортеров на льготных условиях и т.д.

О.в.п. применяются после проведения специального расследования. По его итогам Правительство РФ устанавливает ставки особых видов пошлин. При определении их размера учитываются величины демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Расследование проводится в 2-месячный срок. Продолжительность действия антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливается Правительством РФ с учетом международно-правовых обязательств РФ.

Анисимов Л.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИНЫ" в других словарях:

    Юридический словарь

    ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИНЫ - ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ … Юридическая энциклопедия

    особые виды пошлины - виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Большой юридический словарь

    - (см. ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ) …

    В РФ особые виды таможенных пошлин, которые могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К особым пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. По английски: Special duties … Финансовый словарь

    ПОШЛИНЫ ОСОБЫЕ ВИДЫ - ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ … Юридическая энциклопедия

    Пошлины (специальные, антидемпинговыеи компенсационные), применяемые в качестве защитной меры в исключи тельных случаях, когда ввоз и вывоз товаров наносит или угрожает нанести ущерб экономике страны. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИН - таможенные пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. В соответствии со ст. 7 Закона о таможенном тарифе могут применяться следующие особые виды таможенных пошлин: 1) специальные пошлины; 2)… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Особые виды пошлин - В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: 1. специальные пошлины; 2. антидемпинговые пошлины; 3. компенсационные пошлины. Закон Российской Федерации от 21.05.93 N … Словарь юридических понятий

    - (см. ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Таможенные пошлины классифицируются в зависимос­ти от сферы их действия, торгово-политического статуса и уровня, характера действия, целей применения, способа взимания.

1.По объекту обложения : экспорт­ные, импортные и транзитные пошлины

- Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

В зависимости от торгово-политического статуса и правовых оснований применения выделяют : автономные, договорные (конвенционные) и преференциальные пошлины.

Автономные пошлины - пошлины, которые ус­танавливаются государством независимо от каких-либо двусторонних или многосторонних между­народных соглашений, т. е. в одностороннем порядке.

Как правило, такие пошлины применяются при импор­те к товарам, происходящим из стран, с которыми данная страна не имеет торговых соглашений. Характер торгового режима в отношениях этих стран не определен. Поэтому та­кие пошлины наиболее высокие, т.е. наименее благоприят­ные для торгового партнера. Эти пошлины называют также генеральными.

Договорные (конвенционные) пошлины - пошли­ны, применяемые, как правило, при импорте к то­варам, происходящим из стран, с которыми дан­ная страна имеет соглашения о предоставлении друг другу того или иного режима при взаимной торговле, в основном РНБ.

Уровень конвенционных пошлин ниже, чем автономных, и благоприятствует торговым партнерам, к которым эти по­шлины применяются. Основная часть оборота стран с разви­той внешней торговлей подлежит обложению именно кон­венционными пошлинами; они имеют наибольшее значение для международной торговли, особенно для промышленно развитых стран и новых индустриальных стран.

Преференциальные пошлины - наиболее низкие пошлины. Они специально применяются для созда­ния наиболее благоприятных условий для разви­тия торговли со странами, которые пользуются торговыми преференциями (преимуществами).

Применение преференциальных пошлин связано с на­рушением универсального принципа РНБ (см. разд. 2.3), поэтому на практике преференциальные пошлины применяются только в особых, признанных международной практикой и многосторонними или иными соглашениями случаях. Прежде всего, это невзаимные преференции, предоставля­емые промышленно развитыми странами развивающимся странам, а в последнее время - странам с переходной эко­номикой. В рамках преференций может предоставляться и бес­пошлинный режим.

По способу взимания пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорные пошлины - это пошлины, размер которых исчисляется в процентах от стоимости товара.

Адвалорные пошлины наиболее распространены и в наибольшей степени отвечают современным взглядам на обес­печение справедливой конкуренции. Адвалорные пошлины в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимо­сти), а это не всегда удается сделать.

Специфические пошлины -это пошлины, размер которых устанавливается в денежных единицах за единицу измерения количества товара (например, за тонну, штуку и т.д.).

Специфические пошлины больше соответствуют массовым однородным товарам. Раньше они широко применялись в отношении сырьевых товаров. В настоящее время с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле их значение несколько сократилось. В то же время преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Поэтому их часто стараются применить в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо когда существуют серьезные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости для сни­жения таможенных платежей. В целом специфические по­шлины представляют собой более жесткий барьер для пе­редвижения товаров, чем адвалорные пошлины. При этом специфические пошлины действуют неравномерно на всем диапазоне цен того или иного товара. Они более благопри­ятны для ввоза дорогих сортов и видов товара и менее бла­гоприятны для более дешевых сортов и разновидностей то­вара. (Иногда это их свойство специально используют для противодействия ввозу дешевых и низкокачественных сор­тов и разновидностей товара).

Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохо­зяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как сред­ство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой, спо­собной обеспечить контроль за правильным установлением таможенной стоимости ввозимых товаров.

Комбинированные пошлины - это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорных и специ­фических пошлин.

Комбинированные пошлины устанавливаются в процен­тах от стоимости товара с указанием "не менее указанной суммы за единицу товара" или "плюс указанная сумма за единицу товара". Комбинированные пошлины могут действо­вать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов това­ра они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют более эф­фективно, чем специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных послед­ствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин.

2. По характеру:

Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегмента­ция рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет тран­спортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), моно­полии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения кон­курента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превыша­ющей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его рас­продажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен посто­янный демпинг, поскольку он ведет к разорению нацио­нальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышепере­численные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по зани­женным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промыш­ленности в связи с ввозом данного товара. Националь­ные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для на­циональной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидем­пинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер анти­демпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер дол­жен определяться как разница между «нормальной» це­ной товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

- Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.

3. По типам ставок :

- Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

- Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

4. По способу вычисления:

- Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

- Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.

В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленно развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина составляет 150-200% и более.

Определение тамо­женной стоимости товара:

Базой для взимания таможенных пошлин служит таможенная стоимость товара. От ее определения зависит величина и правильность начисления пошлин и прочих таможенных платежей.

Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международ­ной практике, и распространяется на товары, ввозимые на тамо­женную территорию России.

Механизм определения таможенной стоимости основывается на следующих параметрах:

Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларан­том таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России;

Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввози­мых товаров, а также форма декларации устанавливается Го­сударственным Таможенным Комитетом (ГТК);

Таможенная стоимость товара определяется декларантом на основе одного из ме­тодов определения таможенной стоимости;

Контроль за правильностью определения таможенной сто­имости осуществляется таможенным органом РФ, произво­дящим таможенное оформление товара.

Для расчета таможенной стоимости Закон предусматриваетследующие методы определения тамо­женной стоимости товара:

1. Метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной сто­имостью считается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ. К ней добавляются следующие элементы (если они не были включены в цену ранее по условиям контракта):

Расходы по доставке товара до места ввоза на территорию России (фрахт, страховка, расходы по погрузке и выгрузке);

Расходы покупателя (например, на упаковку);

Часть стоимости тех товаров (сырья, оборудования), которые были бесплатно или по сниженным ценам предоставлены импортером для производства или продажи ввозимых им товаров;

Платежи за использование объектов интеллектуальной собственнос­ти, которые импортер должен осуществить по условиям договора;

Прямой или косвенный доход экспортера от дальнейших перепро­даж товара в России.

2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами. Таможенной стоимостью считается цена сделки с товарами, одинаковыми с ввозимыми (по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, произ­водителю и стране происхождения товаров), которые были ввезены в Рос­сию не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При выяснении нескольких цен сделки выбирается наименьшая.

3. Метод оценки по цене сделки с однородными товарами. Порядок оп­ределения таможенной стоимости аналогичен используемому в предыду­щем методе, но выбираемые в качестве базы товары должны иметь сход­ные характеристики с оцениваемыми и могут происходить от разных про­изводителей.

4. Метод оценки на основе вычитания стоимости. От цены продажи иден­тичных или однородных товаров на территории России отнимаются: ко­миссионные вознаграждения, обычные надбавки на прибыль и общие расходы по продаже, транспортные и страховые расходы, понесенные внутри РФ, а также суммы ввозных таможенных платежей.

5. Метод оценки на основе сложения стоимости. Таможенная стоимость складывается из средних производственных издержек экспортера, общих затрат, связанных с продажей товаров в РФ из страны экспортера, и при­были, обычно получаемой экспортером от поставки товаров.

6. Резервный метод. Таможенная стоимость ввозимых товаров опреде­ляется с учетом мировой таможенной практики на основе предоставляе­мой таможенным органом информации о ценах.

Основным методом определения таможенной стоимости явля­ется метод по цене сделки с ввозимыми товарами

Декларант самостоятельно выбирает метод расчета таможенной стоимо­сти в зависимости от условий использования каждого метода и несет ответ­ственность за правильность выбора метода и достоверность указываемой информации. (Таможенная стоимость отражается в бланках декларации та­моженной стоимости (ДТС), заполняемых в трех экземплярах. Форма ДТС-1 используется при определении таможенной стои­мости по первому методу, форма ДТС-2 - для второго-шестого методов.)