История создания прощаемся мы с матерями. Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Памяти матери. Возможно вам будет интересно

(Иллюстрация Петрова-Водкина "Мать" )

Каждый поэт в своём творчества обращается к теме матери. Каждый поэт находит особые слова, чтобы выразить свою безграничную любовь и признательность женщине, давшей ему жизнь. Для Александра Трифоновича Твардовского образ матери, родной и нежно любимой, переплетается с образом всех российских матерей. Это признание в сыновей любви, как обычно, только задним числом понимающей всю материнскую мудрость и терпение. Цикл стихотворений «Памяти Матери» является одним из самых пронзительных произведений в советской литературе.

Поэма о материнской любви

Без преувеличения эти стихотворения вместе можно назвать поэмой по своему построению и значимости. Цикл состоит из четырёх самостоятельных частей, в каждой из которых рассматривается своя грань взаимоотношений Твардовского с матерью. В каждой из этих частей поэт пытается выписать образ родного для него человека, как и образ и всех матерей трудного времени. Первая часть описывает обычные события взросления сына и ухода его в большую жизнь. Поэт описывает события своей жизни и поспешное прощание с матерью, а каждый из нас узнаёт в этом собственные промахи и невнимательность к родному человеку.

Вторая часть содержит воспоминания о чувствах матери в таёжной сибирской ссылке. Как многих русских людей, её не страшил тяжёлый труд и суровые условия жизни. Более всего её беспокоила возможность быть похороненной на неуютном таёжной кладбище прямо за бараками. Верность родным могилам и месту успокоения всегда была характерна для русских людей. Как тонко прописано у Твардовского это желание быть упокоенной дома, на родине. Третья часть продолжает эту тему. Матери поэта посчастливилось вернуться на родину, и была она похоронена на родном кладбище, но для сына похороны матери - тяжёлая событие в жизни. Твардовский нашёл сравнение работы двух копщиков с садовниками, так близко похожа их работа и так далека она по смыслу. Настроение растерянности, желание покончить с этим действом быстрее объясняется нежеланием умом принять эти похороны. Наверное, многие проходили через такое.

Воспоминание, общение с уже потерянной матерью, долгие раздумья о ней после смерти выразились в четвёртой части стиха. Здесь приводятся воспоминания о матери уже в новом их понимании. Через старую песню, привезённую в ссылку с родины, через размышления о нелёгкой жизни матери, о старении и словах о последнем перевозе, как о естественном ходе событий. Как в мифах древней Греции, как в старинной русской традиции. Здесь скрывается глубинный философский смысл жизни каждого. И только остаётся горькое сожаление, что не смог, не захотел, не успел понять мать свою лучше, при жизни.

Художественные приёмы стихотворений

Все четыре части цикла написаны в определённом стиле. От простого быстрого повествовательного, до протяжно-напевного, характерного для среднерусского говора. Сам размер строфы настраивает на определённое восприятие. То ли это тихие сетования о тяжести житья и боязни упокоится вдали от родины, то ли это распев народной песни о прощании молодой женщины с родителями выходя замуж. И только последняя часть стихотворения написана кратким языком ребёнка разговаривающего с мамой, неумелым стихом начинающего поэта-мальчика. И эти строки кажутся выразительнее всего.

Четыре стихотворения цикла "Памяти матери", анализ которого мы проведем, внутренне связаны между собой темой сыновней скорби и осознанием сыновней вины перед матерью за то, что при её жизни место матери в жизни ее взрослого сына было очень малым, произошло чуть ли не отчуждение сына от матери: "И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой", - говорит лирический герой о матери как бы о чужом человеке, эта деталь показывает, что живущий вдалеке от матери сын воспринимает ее и в самом деле как "старую бабушку", почти чужого человека, и только смерть заставляет вспомнить, кем была для него в жизни мать, вспомнить ее трудную жизнь, достойно прожитую и ставшую прошлым, которое невозможно забыть.

Образ "родного" кладбища, "взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми", становится центральным во втором стихотворении. Он контрастирует с образом "кладбища немилого" в той, далёкой стороне, куда насильно была угнана семья поэта. В этом контрасте скрыт глубокий смысл: с его помощью лирический герой утверждает значение родины в жизни человека, показывает несправедливость того, что было сделано по отношению к матери, - ведь человек имеет право жить и умереть на родине. Вместе с тем, здесь же показано и величие духа родного ему человека, выстрадавшего своё право вернуться домой, хотя всё равно "тех берёз кудрявых - их давно На свете нету. Сниться больше нечему".

Третье стихотворение цикла "Памяти матери" Твардовского также построено на приеме контраста, только здесь противопоставлены труд садовника (обобщенный образ жизни) и труд могильщика (соответственно, образ смерти). Если садовники "орудуют" не спеша, аккуратно, "грунт не сваливают грудою", они создают новую жизнь, то могильщики - наоборот: "Давай, давай - без передышки... Как будто откопать спешат, А не закапывают навек". Такая торопливость могла бы показаться пренебрежением к тому, что совершается, но лирический герой понимает причины такого их повеления: "Но ту сноровку не порочь, - Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все - еще короче". Скорбные минуты прощания невыносимы, поэтому торопливость могильщиков помогает сократить их, она совпадает со стремлением лирического героя прекратить это мучительное прощание, когда мать уже ушла из твоей жизни, но этот уход ещё не реален, потому что в могиле стоит еще не скрытый землей гроб с ее телом.

Эпиграф к последнему стихотворению цикла "Памяти матери" взят из народной песни, и это создает особый эмоциональный настрой для воспоминаний о матери. Обращаясь к мотиву "перевоза через реку", лирический герой показывает, что практически вся жизнь человека - это потери и расставания, но эти потери могут быть окрашены ожиданием радости, счастья (в юности) или же быть трагическим по своей сути: "Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра". Лирический герой снова вспоминает страшную для его семьи "пору", когда мать оказалась в чужом краю: "В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней". Сравнение "больнее” приоткрывает все то, что было связано с пребыванием в "чужом краю", оно показывает подлинный трагизм пережитого, а обращение к фольклору придает описываемому эпический характер, личная судьба становится воплощением народной. В последних строфах стихотворения лирический герой размышляет о собственной жизни, он понимает, что его собственный жизненный путь тоже во многом пройден, поэтому так пронзительно звучат чуть измененные (вместо "парень молодой") строки народной песни: "Перевозчик-водогрёбщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону - домой..."

Цикл "Памяти матери", анализ которого мы провели, относится к лучшим произведениям Твардовского.

Инна МОЛЧАНОВА
О МАТЕРИ
(перевод с украинского стихотворения Бориса Олейника)


Посеяла как-то года свои в поле пшеницей,
Планету одела в цветущее буйство садов,
И всех ключевою она напоивши водицей,
Украсила землю густым разноцветьем цветов.


Развесила шторы из утренних свежих туманов,
Детей научила, как путь свой найти средь дорог,
Внучатам сказала, как жить на земле без обмана,
Вздохнула свободно и тихо пошла за порог.


Куда же ты, мама? -- испуганно слышно из хаты.
-- Куда ты, бабуля? – и внуки бегут до ворот.
-- Пора мне, родные, туда, где уходят закаты
За море, за горы, за дальний крутой поворот…


Но как без тебя мы, и что ты надумала, мама?!
-- А с кем мы, бабуля, по сказкам пойдем в своих снах?
-- Так я вам оставлю все запахи летнего сада,
Хрустальные росы и золото на колосках!


Но нам без тебя не нужна никакая дорога!
Не надо нам злата, пусть бедность нас ждет впереди!
Лишь только бы ты нас встречала всегда у порога,
Работу твою переделаем... не уходи!


Она улыбнулась, сверкнули на солнце сединки,
И стала туманом, росою, цветком на лугах…
На детских глазах ветерком подсушила слезинки,
Растаяла, словно снежинка на теплых руках…

Александр ТВАРДОВСКИЙ
ПАМЯТИ МАТЕРИ
http://ruthenia.ru/60s/tvardovsk/materi.htm



Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока -
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога,


Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.


Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.


И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.


А там - за невестками - внуки...
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

ПАМЯТИ МАТЕРИ
Николай Рубцов
http://stroki.net/content/view/16880/110/

Вот он и кончился,
покой!
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.


Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы.


Там поле, небо и стога,
Хочу туда, - о километры!
Меня ведь свалят с ног снега,
Сведут с ума ночные ветры!


Но я смогу,
но я смогу
По доброй воле
Пробить дорогу сквозь пургу
В зверином поле!..


Кто там стучит?
Уйдите прочь!
Я завтра жду гостей заветных.
А может, мама?
Может, ночь -
Ночные ветры?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Александру Твардовскому с самого детства родители прививали любовь к литературе. Его отец хоть и работал в селе кузнецом, но был начитанным и образованным человеком. Трифон устраивал для детей литературные вечера, на которых они всей семьей читали произведения известных русских классиков. А вот мать поэта больше любила народное творчество, с которым познакомила и Александра.

Расставание с отчим домом

Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, насколько тяжело поэт переживал потерю близкого человека. Для Александра Трифоновича смерть родителей стала большим потрясением, поэтому он долго корил себя за то, что не уделял им должного внимания. Стихотворение было написано с целью переосмыслить свои взаимоотношения с матерью, ведь люди осознают, как им дорог был человек, только когда теряют его навсегда. Анализ стиха «Памяти матери» Твардовского позволяет разделить его на четыре части, соответствующие биографии писателя.

В самом начале поэт рассказывает о том, как стремился покинуть отчий дом, не подозревая, что прощается с матерью навсегда. Дети вырастают, стремятся стать свободными, независимыми, добиться чего-то в жизни. Мать понимает, что, уезжая, ребенок уже не вернется обратно в отчий дом, поэтому мысленно прощается с ним и благословляет. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что автор сожалеет о редких встречах с родителями, ведь он лишь в письмах рассказывал о своей жизни, присылал фотографии своей будущей жены.

Расставание с родной стороной

Вторая часть стихотворения посвящена ссылке матери и отца в Сибирь. Семья Твардовских была раскулачена, и им пришлось около 10 лет прожить на чужбине. Мать больше всего боялась умереть в чужой и неприветливой стороне, где кладбище располагалось сразу за бараками, где нет кудрявых берез, где не пели птицы. Родители не хотели найти свой последний приют в этом суровом краю, и судьба сжалилась над ними - Твардовские вернулись на родину. Конечно, их ждала разруха, дом был разорен и сожжен.

Анализ стихотворения «Памяти матери» Твардовского рассказывает о том, как трудно поэту было пережить смерть самого родного человека. Похороны матери писатель описывает в третьей части своего произведения. Александр размышляет над тем, как быстро могильщики зарывают яму, вот только виден был гроб, а тут уже и вырос бугорок. Садовник с большей любовью и осторожностью сажает дерево, а ведь это человека закапывают навек. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что поэт вовсе не корит могильщиков за их поспешность, он бы и сам рад им помочь, чтобы все поскорее закончилось.

Любимая песня матери

В четвертой части стихотворения Твардовский практически дословно приводит песню, которую во времена его детства напевала мама. Ее смысл сводится к тому, что покинувший отчий дом ребенок считается отрезанным ломтем, его жизненные дороги с того момента расходятся с путями родителей. Анализ «Памяти матери» Твардовского говорит лишь об одном - поэт очень сожалел, что при жизни уделял мало внимания самому родному и близкому человеку, но понимание этого пришло только после его смерти.

Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога,

Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.

Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки…
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было — холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, —
Уж очень было кладбище немилое.

Кругом леса без края и конца —
Что видит глаз — глухие, нелюдимые.
А на погосте том — ни деревца,
Ни даже тебе прутика единого.

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то — могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
Не столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная,
— Проснусь, проснусь, — рассказывала мать, —
А за стеною — кладбище таежное…

Теперь над ней березы, хоть не те,
Что снились за тайгою чужедальнею.
Досталось прописаться в тесноте
На вечную квартиру коммунальную.

И не в обиде. И не все ль равно.
Какою метой вечность сверху мечена.
А тех берез кудрявых — их давно
На свете нету. Сниться больше нечему.

Как не спеша садовники орудуют
Над ямой, заготовленной для дерева:
На корни грунт не сваливают грудою,
По горсточке отмеривают.

Как будто птицам корм из рук,
Крошат его для яблони.
И обойдут приствольный круг
Вслед за лопатой граблями…

Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.

Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками…

Но ту сноровку не порочь, —
Оправдан этот спех рабочий:
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только все — еще короче.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…
Из песни

— Ты откуда эту песню,
Мать, на старость запасла?
— Не откуда — все оттуда,
Где у матери росла.

Все из той своей родимой
Приднепровской стороны,
Из далекой-предалекой
Деревенской старины.

Там считалось, что прощалась
Навек с матерью родной,
Если замуж выходила
Девка на берег другой.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…

Давней молодости слезы,
Не до тех девичьих слез,
Как иные перевозы
В жизни видеть привелось.

Как с земли родного края
Вдаль спровадила пора.
Там текла река другая —
Шире нашего Днепра.

В том краю леса темнее,
Зимы дольше и лютей,
Даже снег визжал больнее
Под полозьями саней.

Но была, пускай не пета,
Песня в памяти жива.
Были эти на край света
Завезенные слова.

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой…

Отжитое — пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалеку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону
Сторону — домой…

Еще стихотворения:

  1. Et-si intriissent — vile damnum.1 Глядит эта тень, поднимаясь вдали, Глазами в глаза мне уныло. Призвали его из родной мы земли, Но долго заняться мы им не могли, Нам некогда...
  2. 1 Я знал его: мы странствовали с ним В горах востока, и тоску изгнанья Делили дружно; но к полям родным Вернулся я, и время испытанья Промчалося законной чередой; А он...
  3. Пусть в памяти навеки сохранится, Как все дороги снегом замело И как, минуя новую больницу, Я шел когда-то в дальнее село. Я не прошел еще и половины, Погоду ошалелую кляня,...
  4. Нас с тобой нужда разъединила, Злобная, голодная нужда, Ты свои уж растеряла силы По пути тяжелого труда, И с тоской, волнуясь и не веря, Смотришь в даль, загадочную даль; С...
  5. Ни креста, ни камня даже на могиле этой нет, и никто мне не укажет никаких ее примет. Бугорок, с другими смежный, был на ней, но в долгий срок много вод...
  6. В. Радкевичу 1 Ушел навсегда… А не верю, не верю! Все кажется мне, Что исполнится срок — И вдруг распахнутся Веселые двери, И ты, как бывало, Шагнешь на порог… Мой...
  7. Elle a ete douce devant la mort… Многозначительное слово Тобою оправдалось вновь: В крушении всего земного Была ты — кротость и любовь. В самом преддверье тьмы могильной Не оскудел в...
  8. Постарела мать за много лет, А вестей от сына нет и нет. Но она все продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать. И на что надеется она? Много лет,...