Приемы в стойке. Техника бросков вольной борьбы

Бросок в рукопашном бою
или бери больше - кидай дальше. Часть I.


В первую очередь хочу признаться в том, что я люблю броски. Красиво смотрится, когда боец, ловя противника на движении, подкручивается, и тот, совершая головокружительный полет по огромной траектории, с грохотом падает на землю. Свою слабость (к броскам, а вы что подумали?) я обнаружил еще в молодости. Мы тогда занимались каратэ. Работа всегда шла на дальней дистанции. Шаг вперед - удар, шаг назад - защита. И так месяцы и годы на одной линии как в танце - шаг вперед и два назад. Захват, а тем более бросок были скорее исключением, чем правилом. И с тем большим восторгом я ловил взглядом ситуации, когда один боец бросал, подсекал, на худой случай опрокидывал другого. Иногда наш тренер, делая страшные глаза, многозначительно обещал, что пройдет несколько лет, и он начнет учить особо одаренных в техническом плане учеников боевым броскам. Мы слушали, восхищались и, становясь в пару, с удвоенным рвением долбили шаг - удар, отшаг - защита.

Прозанимавшись около четырех лет и так и не дождавшись обещанных приемов, я отправился искать столь вожделенную бросковую технику самостоятельно. Очень хотелось найти стиль, где бы учили не через несколько лет "особо одаренных", а с самого начала и всех. Как каратист со стажем я был уверен, что если подобные школы и существуют, то они несомненно тайные, вход туда простому смертному строго заказан, и на поиски придется потратить если не годы, то по крайней мере не один месяц. Не поверите, нашел через день в соседнем дворе неплохую секцию самбо! И покатило.… Пришлось заново учиться стоять, что после нескольких лет работы в челноке оказалось весьма сложной задачей. Научившись стоять, учился ходить, затем… Данные двигательные практики регулярно чередовались полетами на ковер через более опытных партнеров. Летишь и думаешь: "Красиво-то, как!"… "Ох!" - это уже приземление. Наконец летать стали и через меня. Со временем адаптировался и к непривычной динамике движения, и к нагрузкам, несвойственным для ударника. Одним словом, все как у десятков и сотен других ребят, приходивших и приходящих до сих пор в залы борьбы.

В смешанные стили я попал уже как борец, быстро обнаружив простую истину: если у противника не получалось сбить меня с ног первым, ну, по крайней мере, вторым ударом, то третьего удара я сделать уже не позволял, прорываясь к захвату. А там... Ух, какое поле деятельности начинается для опытного борца там, где у ударника поле (в смысле деятельности) заканчивается. Такое впечатление, что получаешь в руки тряпичную (подчеркиваю материал!) куклу, с которой можно сделать все, что душе угодно (угодно только валить, подсекать, бросать, кантовать и все!). Наигравшись в крутого борца среди "беззащитных" ударников, и все же попав в несколько ситуаций, когда бросковая техника не помогла, пришел к осмыслению и пониманию того, что как удар, так и бросок имеют свои плюсы и минусы, которые нужно правильно сочетать (естественно плюс с плюсом, а не наоборот). Затем было основание системы, с самого начала позиционированной как смешанный стиль, в котором бросковая и ударная техники дополняют друг друга. И все-таки через годы тренировок осталась у меня юношеская тяга к красивому броску, когда летишь и думаешь.… А лучше, когда летит, и думаешь…

Итак, все существующие на данный момент стили боевого искусства можно разделить на три типа: ударные, бросковые и смешанные ударно-бросковые. К первым относятся бокс, каратэ, ушу…. Ко вторым: греко-римская борьба, вольная, дзю-дзюцу, дзюдо, айкидо, самбо и цин-на. К третьим: рукопашный бой, боевое самбо, модернизированные стили дзю-дзюцу, а так же подавляющее большинство новых стилей и систем, к которым относится и моя Интегральная Система Рукопашного Боя (ИСРБ).

Естественно, что я, как представитель смешанных стилей, буду рассматривать бросок не с точки зрения классических систем типа дзюдо, целью которых являются соревнования по правилам борьбы, а с точки зрения их применимости в рукопашной схватке. Однако при этом нам не избежать анализа уже существующих бросковых стилей по двум элементарным причинам. Во-первых, драться приходится с разными людьми, в том числе и с борцами, и знание систем, по которым они готовились, существенно повышает ваши шансы в схватке. Во-вторых, именно в спортивных системах разработаны наиболее оптимальные техники борьбы, и пренебрегать их опытом и многолетними методическими наработками, по меньшей мере, легкомысленно, а по большому счету просто глупо.

Впрочем, можно по известному выражению изобретать велосипед и разрабатывать бросок, при котором противник будет перелетать через ваш вовремя подставленный крестец. Не сомневаюсь, что при методически правильной работе и долгой практике схваток лет через пять вы изобретете... бросок через бедро в том виде, в каком его делают борцы многие десяти- и даже столетия.

В любой борьбе существует два больших раздела: борьба в стойке и борьба в партере. В стиле может отдаваться предпочтение борьбе в стойке (как в дзюдо, где партер был введен позднее) или работе в партере, как в большинстве стилей дзю-дзюцу, но общая идея борьбы остается неизменной: вывести из равновесия и бросить противника, а затем закрепить победу на полу. Исключением из данного правила является только айкидо. Причина банальна: в данном стиле свободные схватки не практикуются. Боролись бы айкидоки, сопротивлялись бы друг другу при бросках, падали бы вместе на ковер, пришлось бы в итоге учиться работать и в партере. Данная же статья посвящена именно борьбе в стойке, а точнее, ее основному арсеналу - броскам. С борьбой в партере мы разберемся в отдельной статье.

Спортивные стили борьбы.

Для тех, кто серьезно не занимался бросковой техникой, стоит навести в спортивных стилях примерный порядок. Самый ограниченный арсенал приемов в греко-римской борьбе. Захваты берутся только выше пояса, что сильно затруднено отсутствием одежды. В вольной борьбе прибавляются захваты за ноги. Цель партера и в первом, и во втором стиле - положить противника на лопатки. В самбо захватывается одежда, что расширяет возможности борцов, а в партере предусматриваются как удержания, так и болевые на руки и на ноги. В дзюдо к болевым на руки добавляются удушающие.

Все вышеупомянутые стили относятся к спортивным видам борьбы, и я не советовал бы морщить нос ревнителям чистого боевого искусства, типа чему можно научиться у спортсменов? Не смотря на то, что первые два вида имеют европейские, дзюдо восточные, а его внебрачный ребенок самбо - русско-советские корни, общего в их технике гораздо больше, чем различий. Причина проста. Арсенал всех стилей формировался, исходя из условий соревнований. На соревнованиях борец имеет дело с противником примерно равного опыта и техники. В такой схватке проходят только простые и надежные, но отточенные до автоматизма приемы. При этом не стоит подозревать представителей данных стилей в примитивизме. Простое не значит элементарное. Умение комбинировать приемы, мощная физическая подготовка, регулярная практика борьбы, а также настроенная на жесткую схватку психика делает борцов опасными противниками. Разговорами о "примитивной технике" обычно занимаются те, кто мало сталкивался со спортсменами в бою.

Бросок.

Выделим некоторые общие моменты, справедливые для бросковой техники в целом. Всю бросковую технику я бы отнес к разряду ИНЬ-ских, в отличие от ударных ЯН-ских. Вполне реально подойти к стоящему человеку и ударить его (активное действие, ЯН), но очень сложно бросить человека неподвижного. Бросок энергоемкое действие. Перебросить через себя равного по весу противника в прямом смысле задача не из легких. Для броска необходимо, чтобы человек начал двигаться. Тогда, используя инерцию движения, можно провести бросок в соответствующем движению направлении. По этой причине в борьбе большое внимание уделяется выведению из равновесия, то есть тому, как заставить человека сделать шаг, на худой случай хотя бы качнуться в сторону. Направления выведения стандартны: вперед - назад, реже - вбок. Также применяются скручивания: вперед-вбок, назад-вбок (рис.1). Именно с этого начинается серьезное обучение борьбе.

После выведения из равновесия следует вход на бросок и перебрасывание противника через соответствующую часть тела: ногу, плечо, спину, таз. Отсюда и названия основных бросков: подножки, т.е. броски через ногу, броски через плечо, через спину, через бедро (на самом деле бросок делается через таз, но так как эти части тела путают, "бросок через бедро" давно стал общепринятым термином).

В результате мы получаем универсальную матрицу отработки большинства бросков: выведение из равновесия, вход на бросок, перебрасывание или опрокидывание противника на пол.

Установив основные свойства броска можно набросать физиологический тип "стандартного" борца. Так как в борьбе выведение из равновесия является первым условием броска, естественно, что борцы очень устойчивы. Умение вовремя понижать центр тяжести играет у них ту же роль, что у ударника привычка держать руки около головы, то есть это практически универсальный способ защиты от большинства возможных атак.

Перебрасывание противника через себя требует банальной физической силы, позволяющей использовать легкую потерю равновесия в свою пользу. Поэтому борцы в своем большинстве сильные, но не очень скоростные. "Пальму первенства" держат представители греко-римской борьбы. Я наблюдал занятия группы на уровне мастеров спорта. Тренировка состояла из двух равных частей: половина на ковре, а половина на снарядах - качаться. Нет, естественно, борцы не качки с дутыми нерабочими мышцами, скоростные качества в борьбе тоже играют свою роль, но в дверь те ребята проходили как-то боком.

Одним словом, если ваш противник в схватке присел пониже, расставив гориллообразные руки в стороны, если у него шея шире головы, а плечи шире... короче шире всего, что есть в комнате, если сам он по сложению напоминает шкаф, поставленный на две табуретки, то не сомневайтесь, перед вами "классический" борец!

Типы бросков.


Теперь, когда образ борца навсегда отложился в вашем сознании, можно перейти к классификации бросков по уровням сложности. Первый уровень бросковой техники состоит из "корпусных" бросков, их в основном используют в спортивных стилях. Выведение из равновесия осуществляется за счет рывка, толчка или скручивания противника. Основная сила в прием вкладывается с помощью движения корпуса и ног (рис.2). К данной группе относятся уже упомянутые броски через бедро, спину и плечи, все варианты подножек, подсечек, зацепов.

Второй уровень состоит из бросков с болевыми ключами и заломами на суставы. Такие техники культивируют китайское цин-на, японское дзю-дзюцу и частично айкидо. Потеря равновесия происходит под воздействием болевого ощущения в суставе, взятом на контроль (рис.3). Далее следует либо опрокидывание на пол, либо бросок, аналогичный предыдущему уровню. Идея со всех сторон революционная! Зачем потеть, раскачивая противника из стороны в сторону, надсаживаться, подворачиваясь под него, когда можно взять локоток на болевой, и он сам (противник, не локоток) бежит куда надо! Все правильно, но как говорится в известной пословице: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!" Подобные броски хорошо демонстрировать на публику, да тяжело применять в реальном бою. При захвате руки и попытке проведения болевого (все попадаются, даже опытные), любой нормальный боец делает две элементарные вещи: напрягает и пытается подтянуть к себе захваченную конечность, а также бьет свободной рукой, коленом, локтем, ногой, головой, плечом, тазом и левым ухом. Можно, конечно, надавив куда следует, захваченную руку расслабить, а ударов левым ухом в левое ухо избежать, но только в том случае, если человек, проводящий болевой залом, на порядок опытнее противника. В схватке примерно равных по уровню техники бойцов болевые в стойке скорее исключение, чем правило. Кстати, для справки в спортивном дзюдо такие приемы (точнее болевые на локоть) разрешены, но дзюдоисты ребята опытные...

Последним типом будут инерционные броски (рис.4), которые применяются в айкидо и хапкидо. В них выведение из равновесия вообще не предусматривается, так как считается, что нужно ловить инерцию нападающего (от слова падающего) противника и использовать ее в своих целях. Если предыдущая идея про болевой контроль была революционной, то использование чистой инерции нападающего (читай - падающего) тянет на гениальную. И ведь на показухе неплохо получается: на мастера поочередно набегают несколько учеников, а он переправляет одного за другим по залихватским траекториям. Красиво! Однако для того, чтобы так поймать инерцию противника, нужно чтобы она (инерция) у него была. Потому и бегут ученики на учителя, чтобы он мог их красиво перебросить, не прилагая собственных усилий. Так что же? Опять нереально? Почему, вполне реально, если противник:

a) бежал мимо по своим делам (хм, правда это будет уже не противник),

b) пьян в стельку, так что сам падает,

c) не знает ни одного приема, кроме таранного сбивания с ног.

Если же говорить серьезно, то опытный ударник, а тем более борец никогда, очертя голову, бежать вперед не будет. Отсюда вывод, если на освоение бросков с болевыми ключами нужно лет десять, то на инерционные броски и двадцати может не хватить. Учитывайте и то, что по истечении положенного срока обучения, применить данные техники можно будет только против полного чайника, так как прозанимавшийся те же десять - двадцать лет боец сделать на себе данные приемы все равно не позволит.


В данную классификацию не вошли броски, которые в наше время часто преподаются в каратэ и ушу. К ним можно отнести различные подсечки (ссылка), срезы и так далее (рис.5). Наверное, именно про них говорил тренер каратэ в моем детстве. Общая черта подобных бросков в том, что они рассчитаны на противника, занимающегося ударной техникой и совсем не умеющего понижать центр тяжести при подобной атаке. Подсечки и срезы хорошо проходят между спаррингующимися каратистами, но почти не применимы в схватке с борцом.

Бросок в рукопашной схватке.

Сравнивая броски и удары, как всегда отойдем от детского подхода "хорошо - плохо". У каждой медали есть две стороны, у каждой палки два конца, у каждой монады ИНЬ и ЯН. Плюс бросков перед ударной техникой в том, что они методически лучше поддаются отработке. Согласитесь, отрабатывая ударные техники, всегда приходится немного придерживать удары, особенно в голову, чтобы не покалечить противника, или надевать множество протекторов. Бросковая техника первого уровня ("корпусные" броски) на мягком покрытии сравнительно безопасна, и именно эта безопасность и позволяет отрабатывать ее с реальным вложением и на реальной скорости. Расхожая фраза борцов: " Каратисты на тренировке всегда не добивают, мы же, если берем захват, то бросаем так бросаем!"

Есть у бросков и минусы. В последнее время много говорят о низкой мобильности техники ног, то есть удары ногами тяжело применять на скользкой поверхности, в тесных штанах и так далее. Между тем броски за пределами теплых и уютных залов тоже не слишком мобильны. Скользкое покрытие одинаково неудобно как для тхеквондоиста, так и для борца, привыкшего твердо стоять на ногах. На применение бросков оказывает влияние и количество одежды. Дзюдоисты и самбисты, работающие с одетым в прочную куртку противником, могут не сориентироваться, если придется брать захват за расползающуюся по швам рубашку, а тем более за майку. Впрочем, используя опыт вольников и классиков, перестроиться на такой вариант работы не так уж и сложно.

Еще один минус бросков в том, что они плохо работают в ситуации, когда противников более чем двое. На выведение из равновесия и последующий бросок требуется время, которое может быть с толком использовано вторым, свободным от захвата бойцом. И хорошо, если первого противника получилось бросить и добить в одно-два движения. Завязнуть в захвате с одним, когда второй наносит удары, плохая перспектива. Завалиться же с противником на землю рядом со стоящим на ногах и не сочувствующим вам свидетелем… Партер - ситуация сугубо парная, в отличие от секса не терпящая увеличения количества участников.

Бросок и захват, вернее наоборот.

Хороший бросок начинается с захвата. Остается открытым вопрос, что хватать и как. Во многих стилях, пытающихся применять в схватке бросковую технику, распространены отработки, когда захват берется за бьющую руку: противник бьет, боец перехватывает руку и… и все! В реальной схватке на этом и заканчивается, так как правильно поставленный и хорошо отработанный удар не хватается, тем более, когда противник работает сериями. Схватить бьющую руку можно только у того, кто толком не умеет бить, а с таким можно и не заморачиваться. В бою правильно взять захват - целое искусство, заслуживающее отдельного разговора. На спортивном ковре таким вещами учат редко, так как обоюдное наличие захвата подразумевается само собой.


Сначала разберемся с тем, что хватать, затем, когда хватать. Хватать легче то, что медленней движется. Попробуйте поймать на лету муху и, для разницы, черепаху. В схватке самая большая скорость у рук, затем у ног и самыми медлительными являются корпус и голова нападающего. Соответственно всего проще захватить корпус и шею (рис. 6), затем ноги (рис. 7) и лишь на последнем месте руки, да и то не в момент атаки (рис. 8).

Теперь переходим к тому, когда брать захват. Основных моментов для входа в захват два:

Уклонившись или нырнув под удар. Противнику потребуются доли секунды, чтобы погасить инерцию удара, не нашедшего цели (вашей головы) там, где ей полагалось быть, и вернуться в исходную позицию. Для захвата этого вполне достаточно.

Найдя щель между связками. Человек не может атаковать непрерывно. Чем сильнее он вкладывается в удары, тем длиннее будут между ними паузы для восстановления. Почувствовав его ритм, входите в захват.

Из второго момента выходит парадоксальный на первый взгляд вывод: захват легче брать тогда, когда противник вкладывается в удары. Сложнее, когда финтит и раздергивает. Очень трудно, когда только обозначает (остается открытым вопрос: а нужно ли?) Почти невозможно, когда спасается бегством.

Начинающим атлетам, любителям стоит обратить внимание только на самые основные и простые навыки и приёмы. Было бы ошибкой пытаться повторить всё, что делают на фотографиях, видеозаписях борцы высокого уровня. Не нужно забывать, что все они - мастера спорта, заслуженные мастера спорта и мастера спорта международного класса, и шли к своим достижениям не меньше десятка лет. Никто не пытается поднять штангу вслед за олимпийским чемпионом (знает, что после этого долго не проживёт), не нужно этого делать и в других сферах деятельности. Каждому - своё. Это не значит, что удовольствие от борьбы или польза для здоровья в случае умеренных, простых тренировок будет малым. Наоборот. Важно чтоб нагрузка была посильной и оптимальной именно для вашего организма и никакого другого. Тогда вы будете развиваться и чувствовать себя хорошо. Для атлетов борьба может быть только дополнительным занятием, так как основным должна быть всё-таки накачка мышц.

1. Рычаг

Для проведения приёма атакующий становится сзади-слева от противника на правое колено, а левую ногу ставит на ступню вперёд-в сторону. Левая рука накладывается предплечьем на шею атакуемого. Подтягивая к своей груди противника за плечо и шею, атакующий согласованными движениями усилиями ног, туловища и скручивающим движением рук вперёд-влево переворачивает противника через голову, прижимая грудью его захваченное плечо. Рычаг в этом приёме: при подготовке приёма атакующий пропускает правую руку под левое плечо противника и захватывает предплечье своей руки. Такой захват и называется рычагом (захват своего предплечья).

2. Бросок накатом
Противники в высоком партере. Атакующий ставит правое колено сзади между ногами атакуемого, левую ногу ставит в сторону на ступню, захватывает левую руку на ключ, а правой держит соперника за туловище сверху по линии пояса. Падая на левый бок вперёд и в сторону, атакующий одновременно делает рывок правой рукой за туловище партнёра, и толкая его правым бедром, перебрасывает через голову спиной к ковру. Затем, ложась на живот, захватывает его за туловище сверху и, нажимая всем телом, переводит его с места на лопатки

3. Перевод рывком за руку

Атакующий левой рукой захватывает снаружи запястье правой руки противника и направляет её в сторону-вниз. Второй рукой подхватывает плечо изнутри, и продолжая резким рывком начатое движение, разворачивает противника к себе боком. Захватив свободной рукой туловище сзади, всю тяжесть тела переносит на захваченную руку, тем самым как бы сталкивая соперника в партер.
Защита: в момент рывка зашагивать левой ногой за правую ногу атакующего и рывком на себя освобождать захваченную руку.

4. Кочерга - бросок через спину захватом руки под плечо

5. Вертушка

6 - "Ломок" - скручивание захватом шеи с плечом

7. Баранка

8. Промокашка

9. Проход в ноги с зацепом ноги

10 - "Бычёк" - сбивание с захватом туловища и плеча с упором головой в бок

11 - "Конёк" - подсад голенью изнутри

12 - "Коряга" - бросок через спину захватом руки на плечо

13 - "Мельница" - бросок через плечи

14 - "Огнетушитель" - боковой переворот с захватом ноги снаружи

15 - "Пистолет" - бросок через голову с упором стопой в живот

16 - "Посадка" - задняя подножка на пятке

Приёмы: перевороты
Самая большая группа приёмов борьбы в партере - перевороты скручиванием . Они наиболее простые. При выполнении нужно правильно использовать массу своего (атакующего) тела, тогда атакующий почти не затрачивает сил, заставляя напрягаться противника.
1. Рычаг

Для проведения приёма атакующий становится сзади-слева от противника на правое колено, а левую ногу ставит на ступню вперёд-в сторону. Левая рука накладывается предплечьем на шею атакуемого. Подтягивая к своей груди противника за плечо и шею, атакующий согласованными движениями усилиями ног, туловища и скручивающим движением рук вперёд-влево переворачивает противника через голову, прижимая грудью его захваченное плечо. Рычаг в этом приёме: при подготовке приёма атакующий пропускает правую руку под левое плечо противника и захватывает предплечье своей руки. Такой захват и называется рычагом (захват своего предплечья).
Защита: как только начнёт пропускать руку под ваше плечо, прижать своё плечо к туловищу, можно лечь на левый бок и упереться правой рукой в ковёр, правую ногу тоже вынести вперёд-вправо.

2. Переворот скручиванием с захватом рук сбоку
Имеет большое практическое значение, несмотря на простоту выполнения. Исходное положение - то же, что и в предыдущем приёме. Атакующий прижимается грудью к спине соперника и, захватив его дальнюю руку за плечо сверху, старается своим предплечьем прижать его голову к захваченной руке. Затем, передвигаясь к его голове, захватывает его одноимённое плечо из-под живота и, упираясь ногами в ковёр, переворачивает противника на лопатки.
Защита: во время осуществления захвата опустить грудь к ковру и развести руки в стороны. Можно также, поворачиваясь спиной к атакующему, выставить ближнюю ногу в сторону переворота.

Перевороты забеганием
В составе таких приёмов есть элемент "забегания", когда путём захождения ногами один борец переворачивает другого через бок на спину.
3. Переворот с забеганием с захватом шеи из-под плеча.
Атакуемый находится в партере или лежит на животе, атакующий - сбоку в положении выседа. Атакующий, наваливаясь слева на противника, лежащего на животе, подводит левое плечо под одноимённое плечо противника, а правую руку кладёт ему на шею и соединяет пальцы в крючок. Поднимает левой рукой захваченное плечо вверх и отводит его вправо к голове соперника, нажимает правым предплечьем на его шею, приближается грудью к левому боку атакуемого, забегает ногами вокруг головы и переворачивает противника на лопатки

Перевороты накатом
Суть таких приёмов следующая: верхний борец, захватив туловище нижнего, переворачивает его через себя спиной к ковру, становясь при этом на мост или полумост. Все виды переворотов накатом сложны, требуется хорошая физическая подготовка, гибкость, отличное умение выполнять мост. Приём красивый, даёт очки в схватке, но не нужный для туше (противник возвращается в то же положение, из которого начался приём). При его проведении важно стать на мост и не слечь на лопатки под тяжестью противника, иначе туше будет вам! Такое иногда бывает.


Для освоения моста существуют подводящие упражнения. Это часть серьёзной общефизической подготовки борца, где также есть упражнения на развитие гибкости, силы и другие. Тренировка моста занимает годы. Полумост отличается от моста тем, что борец дополнительно опирается на одно плечо.

На фотографиях в ряду ниже показаны разные мосты во время туше.


4. Переворот переходом с ключом и захватом плеча другой руки

Находясь сзади атакуемого на правом колене и левой ступне, атакующий захватывает его левую руку на ключ, а правой - туловище по линии пояса. Левой рукой атакующий старается отвести назад левую руку противника. Затем, перенеся тяжесть тела на правую сторону, подтягивает противника к себе снизу и, сгибая в локте правую руку атакуемого, вынуждает его лечь на бок. Отпустив его правую руку, атакующий захватывает его за шею и, отводя вправо, переводит на лопатки захватом шеи с плечом.
Защита: нужно не дать возможности перейти на другую сторону и перевернуть себя.


5. Нельсон
Пропустите руку под мышкой противника и положите ладонь на затылок противника (но не на его шею!). При надавливании противник может сделать кувырок вперёд, если не держать его тело.
Двойной нельсон похож на нельсон, и состоит в применении двух рук, но запрещён в борьбе!
Нельсон уже давно вышел из обихода советских борцов, как не нужный. Был придуман в начале 20 века, когда борьба была мало разработана, и боролись, по выражению одного мастера спорта, "как быки".

Приёмы: броски
Броски - следующая после переворотов ступень в технике борьбы.

Во время господства римлян и упадка греческой цивилизации, очаг развития борьбы перешел во Францию и Италию, к кельтам, а оттуда борьба уже распространилась по всей территории Европы. Намного позднее, в конце XVIII — начале XIX в. Начали формироваться первые школы современной классической борьбы. Основы её были созданы во Франции. Там же создавались и первые правила проведения поединков, требований к спортсменам, издавались учебники по технике ведения борьбы. С середины XIX века борьба попадает на американский континент, где завоёвывает высокую популярность и обзаводится новыми правилами. Теперь можно было осуществлять различные подсечки, подножки и другие приёмы с действием ног, а также разрешалось захватывать ноги руками. Эту дополненную борьбу стали называть вольно-американской. И уже к 1904 году поклонников этого вида борьбы было настолько много, что она была включена в состав Олимпийских видов спорта. После этого вольно-американская получила распространение и в Европе, где стала называться просто вольной.

Рассмотрим броски применяемые в современной вольной борьбе.

Бросок наклоном с захватом одноименной ноги изнутри.

Атакующий из одноименной правосторонней стойки наклоном захватывает ноги противника, подседает под него, подставляя правое плечо под нижнюю часть его туловища, захваченные ноги прижимает к своей грудию

Поднимает атакуемого на правом плече в стойку, отпускает захват ноги левой рукой и захватывает ею лесам становится на правое колено и, не распуская захватов, дожимает атакуемого спиной к ковру.

Бросок наклоном с захватом одноименной ноги изнутри с коленей.

Атакующий захватывает ноги атакуемого полуполетом, становясь на колено правой ноги. Захваченные ноги он прижимает к своей груди.


Сильно выпрямляя туловище и ноги, стоя на колене в левой ступне, нападающий поднимает атакуемого на правом плече вверх так, чтобы он лишь слегка касался ногами ковра. Отклоняя туловище назад, атакующий заставляет противника свеситься туловищем за его спину, отпускает захват левой рукой, захватывает ею правую ногу сзади изнутри под коленным сгибом, а правой рукой удерживает атакуемого на своем плече.

Сильно дергая захваченную ногу атакуемого влево, атакующий одновременно наклоняет туловище вправо, сбрасывает противника на ковер вправо от себя, а затем, поднимая захваченную ногу вверх, направляет падение атакуемого спиной к ковру, удерживая захваты, и дожимает его на спину.

Продолжение приема может быть и другим: когда атакуемый, поднятый на плече в стойку, свешивается за спину атакующего, последний захватывает его правую руку под левое плечо.

Резким и неожиданным отклоном назад влево атакующий сбрасывает противника на ковер и, падая вместе с ним, направляет его падение спиной к ковру. Не распуская захватов, нападающий дожимает противника на лопатки, наваливаясь на него спиной сверху.

Захватывая голени полетом, атакующий располагает голову между ними. Затем, подтягивая свои ноги, группируется. Сильно выпрямляя туловище и ноги, он поднимает ноги атакуемого вверх, свешивая его туловище за свою спину.

Левой рукой отпускает захваченную ногу и сильным толчком этой руки в нижнюю часть бедра атакуемого подбивает ее вверх вправо.

Резко прогибаясь назад, он сбрасывает атакуемого за себя и, падая вместе с ним назад, поворачивается вправо, грудью на противника.

Оттолкнув правую ногу атакуемого от себя, атакующий левой рукой захватывает одноименную его ногу изнутри под коленным сгибом и поднимает ее вверх, наваливаясь на атакуемого сверху, правой рукой обхватывая его туловище, дожимает противника на лопатки.

Бросок скручиванием с прогибом захватом туловища и одноименной ноги изнутри

Атакующий с наклоном захватывает левой рукой одноименную ногу противника за бедро изнутри, располагая голову у нижней части его туловища. Правой рукой он обхватывает туловище атакуемого сзади за его нижнюю часть.

Шагая левой ногой и ставя ее с внутренней стороны захваченной ноги, нападающий приседает и плотно прижимает к себе ногу и туловище атакуемого.

Выпрямляясь, он отрывает его от ковра, поднимает вверх и бросает назад с прогибом. В падении вместе с атакуемым направо атакующий поворачивается грудью к ковру, разворачивая противника спиной к ковру. Разворот следует заканчивать раньше, чем соперники упадут на ковер.

Используя набранную в падении инерцию, атакующий заканчивает переворот соперника на спину, наваливается на него сверху и дожимает на лопатки.

Из высокой стойки атакующий захватывает правую руку атакуемого правой рукой за плечо изнутри, а левой — за запястье снаружи. Сильным и коротким рывком за руку вправо вниз он выводит его из равновесия.

Продолжая тянуть противника за захваченную руку вправо к себе, сам прыжком поворачивается спиной к атакуемому, заводит его руку себе на правое плечо и, падая на правое колено, ставит другую ногу на ступню.

Резко наклоняясь вперед и сгибая спину, он бросает атакуемого через себя. Этот прием должен выполняться без остановки. Удерживая руку противника одной левой рукой, правую руку нападающий выносит сверху на туловище атакуемого, обхватывает его. Или, не отпуская захваченной руки, перешагивает правой ногой через атакуемого, дожимает на лопатки.

Бросок захватом голени и отхватом разноименной ноги

Атакующий полетом захватывает правую голень противника, располагая свою голову с ее наружной стороны, затем поднимается в стойку, прижимая захваченную голень к своей груди.

Стоя на левой ноге, он сильным рывком на себя вправо выводит атакуемого из равновесия, заставляет его шагнуть левой ногой вперед, одновременно отпускает запястье, продолжая рывок за плечо.

Левой рукой нападающий обхватывает туловище атакуемого за поясницу, правую руку прижимает к правым маховым движением с одновременным поворотом влево и наклоном туловища вперед выбивает зацепом левую ногу противника назад вверх (отхватывает ее), бросает атакуемого спиной на ковер и, не отпуская ноги, наваливается сверху и дожимает его на лопатки.

Атакующий, захватывая правую руку противника левой за плечо снаружи, а правой — запястье снизу, наклоняет свое туловище вперед, прижимая захваченное плечо противника к своей груди.

Рывком за руку вниз он заставляет атакуемого противодействовать отклонением туловища назад. Используя это, атакующий делает быстрый и широкий шаг левой ногой вперед, ставит ее за правой ногой противника. Отпуская запястье, он поворачивается грудью к атакуемому, захватывает за ягодицу или верхнюю часть правого бедра изнутри.

Затем атакующий головой и туловищем сталкивает его от себя, а руками скручивает через бедро левой ноги за руку и ногу и падает вместе с атакуемым, направляя его падение спиной к ковру влево от себя. Не распуская захватов, нападающий дожимает противника на спину.

Бросок наклоном захватом разноименного плеча и ноги снаружи с нырком под руку и зацепом одноименной ноги изнутри

Атакующий из средней стойки захватывает плечо правой руки атакуемого левой рукой сверху. С шагом левой ногой вперед он ныряет головой под левую руку противника, а правой рукой захватывает бедро разноименной ноги снаружи за нижнюю часть.

При шаге атакующий левую ногу ставит между ног атакуемого, подшагивает дальней правой ногой и тоже ставит ее между ног противника. Колени он держит вместе, чтобы атакуемый не смог зацепить изнутри своей ногой. Затем он выпрямляет туловище и ноги и поднимает атакуемого вверх.

Правой рукой за ногу поднимает его несколько выше, а левой за плечо опускает вниз, при этом правая нога противника оказывается опущенной вниз.

Атакующий маховым движением правой ногой зацепляет ее изнутри. Отводя зацепленную ногу назад вверх, атакующий наклоняет туловище вперед и бросает атакуемого спиной к ковру. Захват ноги он отпускает, но руку удерживает, а зацепленную ногу продолжает поднимать вверх, дожимая атакуемого на лопатки.

Бросок скручиванием через ногу захватом руки и туловища с нырком под руку

Из одноименной средней правосторонней стойки атакующий захватывает левой рукой шею атакуемого ладонью сверху и делает рывок на себя.

Одновременно он шагает правой ногой вперед и ставит ее ему между ступней, а головой ныряет под левую руку противника, в то же время он захватывает бедро левой ноги снаружи.

Атакуемый, опасаясь поднимания вверх за ногу, отставляет ее назад, что и нужно атакующему, который захватывает левой рукой под плечо правую руку противника, зашагивает левой ногой за его правую ногу, а захват правой руки переносит с бедра на туловище и прижимает атакуемого к себе.

Затем он скручивает атакуемого руками и туловищем через свою левую ногу влево и в падении разворачивается грудью на него. Не распуская захватов, дожимает на спину.

Самым древним видом спорта, как ни странно, является борьба. Единоборствами человек занимается достаточно давно. Если верить наскальным рисункам, то с первобытных времен. Стоит заметить, что в мире существует много к которым применяются разные правила. Такая нестыковка произошла из-за того, что физические показатели спортсменов разных государств значительно отличались. Однако за последнее столетие мировая ассоциация выделила несколько направлений, определила основные приемы борьбы и ввела систему правил.

Популярная борьба

Какой же вид наиболее распространен? Самой популярной в мире является вольная борьба. для неё являются одинаковыми для всех стран. Это позволяет проводить соревнования в мировых масштабах, наравне с боксом и футболом. В вольной борьбе победа достигается полным обездвиживанием соперника на ковре. Как только прозвучит команда, противники, хватая один другого, стараются повалить соперника на пол. В процессе боя спортсмены, используя приемы борьбы, достигают поставленной цели. Случаются ситуации, когда ни одному из соперников не удалось выполнить поставленную задачу - обездвижить противника. В таких случаях победа присуждается по очкам, которые судьи начисляют в процессе поединка за красиво проведенные захваты и приемы. В случае получения противниками одинакового количества очков, победа засчитывается первому, кто показал результативный прием в поединке.

Травмы и запреты в борьбе

Как и в других контактных видах спорта, существуют запрещенные болевые приемы в
борьбе, за которые могут начислить штрафные очки либо вообще дисквалифицировать - отстранить от соревнований.

1. Сюда относятся всевозможные удары - ногами, руками, головой.

2. Также это различные выкручивания, суставов ног, рук, пальцев, посягательства на половые органы противника.

3. Жесткие броски соперника вниз головой.

4. Затыкание органов дыхания противника руками или подручными средствами.

Если разобраться, в правилах прослеживается гуманность мудрецов, которые смогли за столетия создать такой прекрасный вид состязания. Есть в вольной борьбе и ограничение по весу участников - до 75 кг, так как в рассматриваемом виде спорта часто используются многократные зажимы, для осуществления которых нужно обладать достаточной силой и массой, коей не обладают люди с малым весом.

Первые шаги в большом спорте

Многим начинающим спортсменам на первых этапах может показаться странной вольная борьба. Приемы обучения не являются сразу же приоритетными. Основной задачей для новичков является набор мышечной массы. В ход идут всевозможные тренажеры, штанги, гантели, гири, которые доступны в спортзале. Начальным этапам занятий борцов могут позавидовать многие тяжелоатлеты, для которых набор мышечной массы является приоритетным. Ведь благодаря правильным упражнениям, приемам и растяжкам мышц, борцы умудряются очень быстро набрать необходимую мышечную массу. Большое внимание в рассматриваемом контактном виде спорта стоит уделить растяжке. Если она недостаточно разработана, то можно запросто получить травму, которая поставит крест на всех стараниях. Вольная борьба - это тяжелый вид спорта, который требует больших усилий, постоянных тренировок и огромного желания быть лучшим. Слабохарактерным личностям нет места в этом виде спорта.

Базовые приемы в вольной борьбе

Как в любом виде спорта, в рассматриваемом нами виде есть основные приемы борьбы, которые при минимальных физических нагрузках позволяют нанести максимальный урон противнику. Таких базовых приемов три.

Рычаг - атакующий проводит руку под плечо противника, а другой рукой захватывает предплечье проведенной руки с противоположной стороны. При этом создается удушающее кольцо из рук вокруг шеи противника.

Бросок накатом - падая на бок, атакующий делает рывок за туловище соперника и, толкая его своим бедром, перебрасывает его через голову, спиной на ковер. Потом прыгает на соперника и захватывает его туловище в обхват, нажимая собственным весом. Резким рывком кладет противника на лопатки, удерживая захват.

Перевод рывком за запястье - атакующий хватает противника за запястье, уводя руку вниз. Второй рукой захватывает изнутри плечо противника и резко разворачивает его боком к себе. При этом, перенося всю тяжесть тела на захваченное запястье, можно поставить противника на колени.

Классификация техники борьбы


При проведении соревнований по вольной борьбе принято использовать разрешенные типы стоек и базовые классификации захватов. Спортсмен может стоять, как во фронтальной, так и в правосторонней либо левосторонней позиции. В стойках расстояние между стопами не контролируется. Захваты могут совершаться в положениях стоя на ногах, на коленях и лежа. Приемы вольной борьбы производятся как одной рукой, так и двумя конечностями. Классифицируются они как прямые, обратные, верхние и нижние захваты. Также существует распределение по дальности захватов - дальние, ближние и средние. Вольная борьба позволяет использовать приемы стоя на четвереньках. Такое положение туловища получило название «партер». Размещение борца, атакующего в партере, допустимо при расположении его по отношению к противнику сверху или сбоку. Защита от приемов соперника классифицируется на статическую и динамическую тактику. Эффективность применения той или иной тактики зависит от перемещений атакуемого спортсмена, в то время как по отношению к нему используются приемы борьбы.

Равновесием тела нельзя пренебрегать

Это очень важный фактор. Может показаться странным на первый взгляд, но приемы борьбы и их роль в поединках занимают по важности второе место. А вот первое место отдается изучению спортсменом стратегий и тактик балансирования тела во время схватки. Равновесие в вольной борьбе бывает трех видов - безразличное, устойчивое и неустойчивое. В поединке чаще всего балансирование борца находится в неустойчивом положении. Основной задачей спортсмена, кроме результата победы, является перевести равновесие собственного тела в устойчивое положение. Для этого необходимо увеличить площадь опоры корпуса и снизить высоту расположения общего центра тяжести. Применение приемов в борьбе является лишь вершиной айсберга в этом прекрасном виде спорта, а основная задача его представителя - научиться контролировать равновесие тела с момента начала до окончания поединка.

Любимые зрителями приемы

Поклонники контактных видов спорта любят обсуждать между собой лучшие приемы борьбы, которые продемонстрировали их кумиры. Наверное, самым популярным и любимым зрелищем для публики во всех видах контактного спорта считается «вертушка». Например, в боях без правил она делается по лицу противника в развороте. В вольной борьбе осуществляется захват руки оппонента сверху, с последующей фиксацией голени и прокручивания соперника, стоящего на одной ноге, в сторону. Как можно видеть, название приемов в борьбе практически взаимосвязано с движениями противника во время толчка, броска или другого действия. К любимым приемам в рассматриваемом виде спорта можно отнести действие под названием «мельница». Ее выполнение смахивает на описание приема «вертушка». Однако отличается действие тем, что фиксация осуществляется руками под плечи или шею с одновременным захватом одной ноги. Если разобраться, то каждый борец имеет у себя в арсенале любимый прием, который он считает максимально эффективным.

Знаменитая борьба греков

В Древней Греции очень популярной была борьба, в которой, демонстрируя огромную силу рук, противник приводился в обездвиженное состояние за считанные секунды. Это состязание актуально и сейчас. Оно получило название греко-римская борьба. Приемы её от других видов отличаются незначительно. Но есть чётко выраженное различие - запрет захвата противника ниже пояса. Греко-римскую борьбу в Европе развили французы. Им она пришлась по душе, так как там преимущество имелись борцы, которые подавляли своих противников силой. А ее в 18 веке у французов было с излишком, благодаря популярной у них в то время тяжелой атлетике. Спортсмены каждого государства, в которое проникала греко-римская борьба, приемы и технику постоянно видоизменяли и усовершенствовали. Благодаря этому за одно столетие сформировалась жесткая, единая система правил. В ней захваты ног и приемы с их помощью строго запрещались. Но, как и в вольной борьбе, основной задачей поединка являлось обездвиживание противника.

Борьба в Олимпийских играх

На Древнем Востоке тоже зародился вид борьбы, который получил название «дзюдо». Но по сравнению с вольной или греко-римской, где в основном используется сила, осуществляются за счет неправильных движений противника. Благодаря чему в рассматриваемом виде спорта можно наблюдать представителей, которые не выделяются среди сверстников физическими данными. Нельзя сравнивать, а тем более ставить в бой спортсменов, занимающихся дзюдо и вольной борьбой друг против друга. Используя в названии общее слово, эти виды спорта являются совершенно разными и не подлежат общей классификации. Хотя и имеют общие сходства, такие как броски, захваты и другие приемы вольной борьбы. Дзюдо является очень популярным видом спорта во всем мире. Ведь не зря начиная с 1964 года эта дисциплина официально вошла в список состязаний в Олимпийских играх.

Запрещенные приемы пригодились борцам самбо

Всегда, когда существуют запреты, хочется их нарушить. Так и в вольной борьбе, неразрешенные приемы нашли применение в борьбе самбо. Название этого контактного вида спорта расшифровывается как самооборона без оружия. Приемы боевой борьбы в самбо хоть и являются негуманными, но всё-таки ограничиваются определенными правилами. В рассматриваемом единоборстве, как и в вольной борьбе, разрешено применять броски при помощи рук, ног и туловища. В самбо для получения победы требуется совершить прием, который продержит соперника в обездвиженном состоянии в течение двадцати секунд. Дополнительные выпады, направленные на защемление суставов и мышц на ногах и руках оппонента, позволяют завершить бой досрочно, при признании поражения противником. Борьба самбо довольно популярна среди работников правоохранительных органов. Ведь именно благодаря знаниям ее азов, сотруднику милиции не составит труда задержать и обезвредить преступников без оружия.

Экзотические виды борьбы

Япония, подарившая миру борьбу дзюдо, пыталась привить любовь к сумо. Там это очень популярно. Но европейцы не оценили этот достаточно агрессивный вид спорта. Приемы боевой борьбы сумо разрешают не только захваты и броски, но и толчки, подсечки и подножки. Огромный арсенал приемов, которые разрешены борцам сумо, вряд ли применял хоть один представитель этого вида спорта за всю свою карьеру. И все потому, что их количество не счесть. Возможно, именно множество приемов и стало основной проблемой во время интеграции сумо в западную Европу. Если вольная и греко-римская борьба обязывает спортсмена быть физически развитым, то рассматриваемый вид спорта требует от борца обладать поистине огромной силой и высоким ростом. Ведь для победы надо сбить противника с ног либо вытолкать его из круга.