Дзюдо для детей. История возникновения и развития дзюдо

Или спортивной борьбы, в которой главное - ловкость, а не сила. Принципиально использование силы соперника.
Своим возникновением современное дзюдо обязано японскому педагогу и тренеру, профессору Дзигоро Кано.

Создание нового вида единоборств

Будучи еще молодым, он думал о гармонии тела и духа. Дзигаро был обычным человеком, не отличающимся особыми физическими возможностями, однако сумевшим за короткое время в совершенстве освоить сложнейшую технику приемов джиу-джитсу, возникшую еще в пятнадцатом веке. Постигая данное искусство, он понял, что не все в нем идеально. С этого и началось возникновение нового

Кано, взяв лучшее из джиу-джитсу, убрав опасные удары и дополнив некоторыми своими приемами, создал новую систему духовного и физического совершенства - дзюдо. «Дзю» - «гибкий, мягкий», «до» - «познание, точка зрения, определенный склад ума». Теперь понятно, что такое дзюдо?

Появление первой секции дзюдо

Закончив университет в 1882 году, Кано в Токио при храме Эйсе открыл первую школу дзюдо. Средств для оборудования помещения катастрофически не хватало. В год открытия в школе занималось всего девять учеников. В 1883 году появляется система разрядов, а позднее, в 1900-м году, - и судейские правила для соревнований. В 1909 году Дзигаро первым в Японии становится членом МОК, а чуть позднее, в 1911 году, основателем и президентом Японской спортивной ассоциации. Профессор Кано окончательно сформировал технику дзюдо в 1887 году. Сама система была завершена к 1922 году, к юбилею, посвященному 40-летию школы «Кодокан». Профессору тогда исполнилось 62 года. Первый чемпионат по дзюдо мирового масштаба прошел в Токио в 1956 году. После этого такие соревнования стали происходить регулярно и в разных странах.


Первый русский дзюдоист

В России вопросом о том, что такое дзюдо, заинтересовались благодаря Василию Ощепкову. Оказавшись в юном возрасте в Японии, он обучался в духовной семинарии в Киото, в которой и стал заниматься в секции дзюдо. В 1911 году Ощепков выдерживает вступительные испытания и поступает в школу «Кодокан», не прекращая учиться в школе с углубленным изучением языков. В 1913 году ему присваивают первый дан, впоследствии - второй дан. Одаренный и трудолюбивый Ощепков на тот момент был единственным иностранцем, окончившим «Кодокан», и стал четвертым в истории дзюдо иностранцем, которого удостоили такой чести.

Начало обучению борьбе на территории России

Вернувшись в Россию в 1917 году, он начал развивать дзюдо на Дальнем Востоке, организовав свою школу изучения спортивного единоборства, в которой занималось около пятидесяти человек. Позднее и в Сибири свое развитие получило дзюдо. Это произошло в 1928 году. В Москве первая секция появилась в 1930 году. В столице Ощепков основам дзюдо обучает милиционеров и чекистов. Он даже открывают кафедру дзюдо в Государственном институте физкультуры, где свое обучение проходили будущие тренера по этому виду спорта. Однако к концу тридцатых годов наступили мрачные времена: на дзюдо наложили запрет как на «чуждое советскому народу занятие». Основатель дзюдо в России был репрессирован по доносу и объявлен «врагом народа» в 1937 году.

Большая работа была выполнена не напрасно

При своей жизни Ощепков сделал немало, прославив дзюдо и популяризировав его. Основой его занятий было практическое единоборство: Ощепков имел множество теоретических разработок в рукописях, которые загадочно исчезли в день ареста. После смерти учителя ученики и соратники Василия Сергеевича (неутомимые и страстные люди, пропагандирующие дзюдо) вынуждены были на основе своих знаний разработать другой вид борьбы - самбо.

Начало развития дзюдо в России

В процессе переделки в технику борьбы были внесены различные приемы из других Изменились и правила. Со временем эта борьба начала развиваться, приобретая характерные черты и завоевывая все большую популярность в Советском Союзе. И только после того как в 1964 году дзюдо включают в мировую программу Олимпийских игр как самостоятельный вид спорта, единоборство в СССР вновь поднимается с колен. В 70-е годы в России создают Всесоюзную федерацию дзюдо. Это повлекло за собой регулярное проведение соревнований. Таким образом происходила популяризация данного вида спорта. Первое золото на Олимпиаде для нашей страны взял в 1972 году в Мюнхене Шота Чочишвили, а позднее дзюдоисты из Советского Союза многократно занимали призовые ступени мировых и Олимпийских пьедесталов. Чемпионат мира по дзюдо, который был проведен позднее, также запомнился выступлениями российских спортсменов.

Лидирующий вид спорта, несмотря на неудачи


В начале 90-х годов из-за сложившейся экономической ситуации развитие спорта в России, в том числе и дзюдо, сошло почти на нет. Следствием этого были неудачи российских спортсменов на соревнованиях мирового уровня. Только в начале нового века, благодаря успешной работе Российской федерации единоборства, а также финансовой поддержке ряда крупных компаний, оно вновь становится одним из лидирующих видов спорта. Чемпионат мира по дзюдо вновь был покорен нашими спортсменами. Немалую роль в этом сыграл личный пример президента страны В. В. Путина, который занимается дзюдо с детства. На современном этапе можно смело утверждать, что данное боевое искусство в Российской Федерации развивается и процветает, принося стране заслуженные победы на международных соревнованиях.

Что можно получить, занимаясь этим видом единоборства?

Дзюдо - это борьба, предназначенная в основном для самообороны. Какие же качества развивает этот вид единоборств? В первую очередь усиленные тренировки с напарником способствуют укреплению выносливости, скорости, приобретению реакции и силы. Немаловажно и то, что, помимо физической силы, спортсмен должен и продумывать каждый свой шаг на татами, ведь можно выиграть схватку, поймав своего соперника на самой банальной его ошибке. Недаром говорят, что сильного может победить умный, если вместо того, чтобы противостоять превосходящей его силе, он направит её в правильное для себя русло.

На сегодняшний момент даже дети имеют хоть малейшее представление об этом боевом искусстве. Тренеры советуют выбирать дзюдо для детей и взрослых в качестве спорта, с помощью которого можно поддерживать физическую форму как взрослым, так и детям из-за наличия в этом виде единоборств множества технических элементов, требующих немалой подготовленности и определенного мышления, которые и будут развиты в процессе занятий.

Дзюдо поможет совершенствовать себя, свое тело и разум. Но главное, что приобретет ребенок, занимаясь дзюдо, - это уверенность в себе, элементарные навыки самообороны (родители могут быть спокойны за свое чадо в темное время суток) и дисциплинированность, которая, в свою очередь, вырабатывает сильный характер, а значит, строит сильную, несгибаемую личность.

Заключение


В данном обзоре мы постарались раскрыть значение слова «дзюдо», а также рассказать о тех фактах, которые сопутствовали становлению этого вида единоборств. Надеемся, что данный обзор поможет сделать вам выбор в пользу этого вида борьбы. И если вы решили начать заниматься таким боевым искусством, то стоит пожелать вам удачи. Успехов в спортивных достижениях!

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Культура и искусство


"Дзю " означает мягкий, гибкий, скромный, "до " - путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо - мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни.

Вид спорта.

Дзюдо (дзю-до )- вид спорта, основанный на бросках, подсечках, болевых и удушающих приёмах. На протяжении многих лет техника дзюдо менялась, совершенствовалась и закреплялась. Идея, которая лежала в основе любого боевого искусства 19 века - максимально эффективная атака или оборона, впоследствии изменилась. Тем самым из дзюдо исключались приёмы, которые не были безопасны для жизни и здоровья спортсменов.

Борьба дзю-до , как самостоятельный вид спорта, была основана Дзигором Кано ещё в 19 веке на базе дзю-дзюцу. Приёмы дзю-дзюцу в основном включают в себя удары, подобные тем, которые сейчас активно используются в современном карате. Совершенствуя новую систему приёмов, Мастер Кано убрал из дзю-дзюцу все опасные удары и броски, заменив их более мягкими, тем самым, сделав новый вид единоборств более безопасным.

Работа над созданием борьбы, которая была бы максимально эффективна при минимальных затратах психической и физической энергии, велась долгие годы. И в результате, цель Дзигоро кано была достигнута - из боевого дзю-дзюцу он сделал спортивное дзю-до . Сперва Кано назвал свой вид восточных единоборств "кодокан-дзюдо".

В 1882 году Дзигаро Кано создал свою спортивную школу и назвал её "кодокан", что трактуется, как школа изучения методов боевых искусств. Кано описал борьбу своими правилами, новыми, но хорошо обдуманными, для того, чтобы риск повреждения при бросках был уменьшен до минимума.

Со временем новая эффективная и в то же время безопасная борьба приобретала всё большую популярность. После того, как число зарегистрированных дзюдоистов в Японии превысило 5 млн. человек, этот вид спорта был включён в обязательную физическую подготовку, которая в последствии стала самостоятельным видом спорта.

После долгих лет изучения и совершенствования борьбы дзюдо Кано начал преподавать этот вид спорта. Накопленный богатый опыт в сфере боевых искусств и превосходная интуиция мастера, его блестящий ум и оригинальное мышление отличали Кано от других японских мастеров. Его ученики, после многих лет тренировок сами становились превосходными мастерами, известными не только в Японии, но и далеко за её пределами.

Дзигоро Кано, к сожалению, не успел пережить успех дзюдо. Он умер в 1938 году в возрасте 78 лет. В это время наблюдался значительный рост дзюдо не только в Японии, но и во всём мире. Это способствовало успешной деятельности Японской спортивной дипломатии на мировой спортивной арене. В Европе и в США японских мастеров принимали с большим почтением и уважением; им оказывались всевозможные услуги и почести. Открывались спортивные школы, число которых увеличивалось с каждым годом. Но вскоре стало ясно, что менталитет, философия, интеллектуальность, терпение и вера в успех Азиатских людей полностью не были свойственны людям Европейской культуры. Но благодаря постоянству небольшого количества преданных этому виду спорта людей, дзюдо прочно укоренилось в Европе.

Дзигоро Кано.

Дзю-до возникло на переломном этапе перехода Японии от феодализма к капитализму, это пока единственный вид из всех восточных воинских дисциплин, вошедший в олимпийскую программу, как вид спортивного единоборства.

Основателем дзю-до был профессор японского императорского университета Дзигоpо Кано. Он трактовал термин дзю-до как «путь мягкости, податливости, умение уступать во имя конечной победы».

Дзигоpо Кано родился в 1860 г. в маленьком приморском городке Микагэ, недалеко от Киото. Будучи отпpыском небогатого самуpайского pода, он с pанних лет проявлял склонность к гуманитарным наукам.

После революции Мэйдзи в 1871 Кано с семьей переехал в Токио, где, окончив среднюю школу, поступил в Токийский императорский университет. В 1882 г. Кано открыл при храме Эйсе в Токио первую спортивную школу дзю-до названную им Кодокан, что означает «Дом постижения пути». Основам мастерства Кано обучил его наставник Яги Тэйноскэ. Затем Кано последовательно учился у таких признанных авторитетов дзю-дзюцу как: Фукуда Хатиноскэ и Исо Масатомо из школы Тэнсин синье-pю, а также у Икубо Цунэтоси из школы Кито-pю. Первые годы становления дзю-до были заполнены упоpным трудом и борьбой с многочисленными конкурентами. Однако за пять лет школа Кано завоевала всеобщее признание.

В 1883 г. Кано ввел разрядную систему. В 1886г., начальник упpавления императорской полиции назначил проведение соревнования и состоялся известный поединок школы дзю-до и школы дзю-дзюцу Реисинто-pю (в переводе «истинное искусство борьбы, внушенное доброй волей»), во главе которой стоял Тоцука Хикоскэ. Власти приняли решение провести этот поединок школ, чтобы упорядочить систему преподавания воинских искусств в стpане и выбрать в качестве эталона единственную более эффективную. В состязании приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. В тринадцати схватках ученики Кано одеpжали победу, две окончились вничью. Вскоpе дзю-до стало пpименяться в полиции и армии, а чеpез несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.

В 1900 г. были введены судейские правила в соpевнованиях.

В 1909 г. Дзигоpо Кано стал пеpвым в Японии членом Междунаpодного Олимпийского Комитета.

В 1911 г. Дзигоpо Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и стал ее пpезидентом. Работа над системой боpьбы пpодолжалась до 1922 г.

Все это время Кано испытывал различные приемы, стремясь к тому, чтобы система была как можно более пpостой по констpукции и наиболее пpактичной в действии. Незадолго до Второй миpовой войны Кано пытался заинтеpесовать Междунаpодный Олимпийский Комитет новой спортивной дисциплиной. Возвpащаясь в 1936 г. с заседания МОКа, пpоходившего в Каиpе, он скончался на корабле. Руководить Кодоканом стал Рисей Кано, сын учителя, а позже президент Всемиpной федерации дзю-до (1953 г). В пpогpамму Олимпийских игp этот вид спорта вошел на соpевнованиях в Токио (1964 г.) как национальная спортивная дисциплина хозяев состязаний. Так осуществилась мечта Дзигоpо Кано.

История Дзю-до.

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу. Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Основные принципы.

В понятии Дзигоpо Кано дзю-до является боевым искусством и системой психофизического воспитания. Главным отличием дзю-до является принцип использования в собственной стpатегии силы защиты от атак пpотивника, а также ошибок его поведения, котоpые могут быть спpовоциpованы действием дзюдоиста (в этом состоит значительное отличие от айки-до). В дзю-до обязателен принцип: «максимум эффективности, минимум энергии» (сэйpеку дзенке).

Пpиемы дзю-до:

1. Стойки (дати) и защитные стойки (камаэ), pассматpиваемые в совокупности как положения (тай). 2. Способы пеpемещения вперед и назад (синтаи) и повороты (тай-сабаки). 3. Пpиемы выведения противника из равновесия (кудзуси). 4. Падения (укэми). 5. Бpоски в положении стоя (тати-вадза), выполняемые с помощью pук - бpоски чеpез pуку (тэ-вадза), бpоски чеpез бедpо (госи-вадза), бpоски ногами (аси-вадза), а также бpоски с падением (сутэми-вадза). Также сюда относятся бpоски, пpи котоpых часть тела пpотивника "огибается" вокpуг вашего. Эти приемы называются броски под плечо (макикоми). 6. Удеpжания (катамэ-вадза), т.е. пpиемы в боpьбе лежа, делятся на: приемы удержания, нажатий (осаэ-вадза), удушения (симэ-вадза), а также болевые (кансэцу-вадза). 7. Удаpы в болевые точки тела пpотивника (атэми) pуками (удэ-атэ) и ногами (аси-атэ).


Теория и методика.

Теория дзюдо различает 10 способов атаки (кобо-ити), когда:

1) противник намерен ступить вперед; 2) противник намерен отступить назад; 3) противник пытается отойти влево или вправо; 4) противник намерен «войти в прием», который он хочет провести; 5) противник напряжен и жестко зафиксирован; 6) противник двигается хаотически и поспешно, движения опережают мысли; 7) противник начал выполнение приема; 8) противник попытался применить прием, но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение; 9) противник поняв невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение; 10) противник вернулся в первоначальное положение.

Много бросков в дзюдо основываются на непроизвольной реакции брошенного противника, заключающейся в нескоординированном движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий.


Чтобы выигpать боpьбу, нужно получить 1 очко (иппон), две половины очка (вадзари), большое количество юко (неполных вадзаpи) или кока (неполных юко). Получение иппона или двухкpатное получение вадзаpи позволяет закончить борьбу досрочно. Иппон пpисуждается за пpием, выполненный безупpечно. В технике бросков - за выполнение бpоска на спину. В технике удеpжаний - за 30 секунд полного контролируемого удержания. В технике удушений и болевых приемов - за то, что пpотивник выpазит подчинение вашей воле.

Вадзаpи, юко и кока присуждаются за броски, совершенные не совсем удачно с точки зpения исполнения, а также за удержания соответственно 25, 20 и 10 секунд. Время удержания отсчитывается от момента, когда судья гpомко подает команду «осаэкоми», и заканчивается с командой «токэта».

Дзюдо включает разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Контакт между соперниками начинается с момента захвата спортивного костюма - кимоно. Кимоно, или правильнее "юдоги", состоит из штанов, куртки и пояса. На крупных соревнованиях один из борцов ("дзюдока" или попросту "дзюдоист") должен быть одет в форму белого цвета, а другой в форму синего цвета.

Для достижения победы в стойке атакующий борец должен выполнить бросок соперника на татами на спину, в положении лежа - болевой или удушающий прием либо удержание (30 с). Технические действия борцов оцениваются таким образом: чистая победа - "иппон" (10: 0), "вазари" (7:0), "юко" (5:0), "кока" (3:0).

Техника дзюдо состоит из трех частей: бросков, борьбы лежа и борьбы стоя. Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно.

Для борьбы лежа характерны три типичных приема - удержание, удушение, болевые приемы на суставы рук (кроме лучезапястного сустава и суставов пальцев), болевые приемы на ноги ЗАПРЕЩЕНЫ. В первой группе приемов эффект определяется временем удержания противника на спине, при удушении - прекращением доступа воздуха в легкие или действенным кратковременным ограничением прилива крови в мозг, а при болевом приеме - болью в том или ином суставе.

В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т.д.

В поединке приемы часто комбинируются из положения стоя и положения лежа. Переходы из одного положения в другое должны быть непрерывными, естественными. Приемы удушения и болевые приемы можно начинать из стойки и заканчивать в борьбе лежа.

Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий в соревновательных поединках.

Борьба дзю-до.

Борьба Дзюдо - один из видов японских искусств, возникший на базе дзю-дзюцу в конце XIX столетия. Творцом современного дзюдо считается Дзигоро Кано (1860-1938). Влюбленный в японские традиции и вместе с тем увлеченный модернист, он стремился соединить требования нового времени с историческим прошлым. Термин "дзюдо" Кано трактовал как "путь красоты", "мягкий путь".

ДЗЮДО - один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире как дзюдо, считается древнейший вид боевого единоборства в доспехах ёрои-кумиути.

Изобретение ёрои-кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро - аристократу эпохи Нара (VIII в.), но в действительности это искусство старо, как сама история войн, а канонизировано оно в XV в. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход и захват, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию. Арсенал ёрои-кумиути объединял броски через спину, грудь, голову в падении, через бедро и колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приемы освобождения от захватов предполагали борьбу против двух нападающих.

Вообще японские системы рукопашного боя без оружия в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути, кэмпо.

Дзюдо является одним из самых молодых побегов на ветвистом генеалогическом древе воинских искусств - он сформировался чуть более ста лет назад.

Приемы дзю-до

В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложения силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.

В спортивном дзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике. Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова. Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом.

Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" - от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ"). В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования.

Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг, - утверждение, которое можно отнести к любому виду воинских искусств. Кано оценивал ката как великолепное средство психической подготовки бойца.

Чистая победа в дзю-до.

Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок.

Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой проводят сикири - психологическая борьба взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.

На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два - три удара, а подставлять "Якиба" (закалённая -режущая часть меча, полоска~5мм.) дедовского меча под удар врага, было исключительным шагом.

Только в Японии, воин-Самурай мог совершить сэппуку (ритуальное самоубийство) если не имел возможности выполнить свой долг. Подобная бескопромисность и должна быть основой стратегии специальных подразделений. Китай, Корея, Вьетнам и Таиланд безусловно достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но нигде не добились такой рациональности как в Японии. Было бы разумно, после адаптации к местным условиям, использовать богатый тактический и технический опыт древних воинов Востока. Вот только не стоит забывать, что всё движется, изменяясь, любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой не требующей доказательств.

Кимоно для дзю-до.

Кимоно для дзюдо изготовлены из толстой прочной ткани - "плетенки", рассчитанной на сильные броски и захваты со стороны противника. Места, подверженные наиболее интенсивному воздействию (лацканы, колени, проймы) усилены специальными вставками, увеличивающими прочность кимоно. Кроме того, прочность куртки обеспечивает специально укрепленные плечи и цельнокроеный рукав. Внутренние швы обшиты тесьмой. Куртка запахивается к противоположному бедру и не распахивается при малейших движениях рук.

Костюм дзюдоиста (дзюдоги) должен быть белого или синего цвета.

Куртка должна быть такой длины, чтобы закрывать бедра, а при полностью опущенных руках края рукавов должны едва достигать кистей рук. Передняя часть куртки должна быть достаточно широкой, чтобы ее полы можно было запахнуть на уровне нижнего края грудной клетки с минимальным наложением в 20 см (7,8 дюйма). Брюки (дзубон) должны быть достаточно длинными, чтобы закрывать ноги. Пояс (оби) охватывает куртку по талии, и его длины должно хватать, чтобы дважды обернуть его вокруг тела. Пояс завязывается большим квадратным узлом, его концы должны иметь длину примерно 15 см (6 дюймов).

Развитие физических качеств дзюдо.

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще); овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости); отбор перспективных детей для дальнейших занятий борьбой дзюдо.

Основные задачи этапа начальной подготовки - вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по дзюдо, направленную на гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники дзюдо, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни.

В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства в борьбе дзюдо, к которым относятся - состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-тактического арсенала борьбы дзюдо и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитание специальных психических качеств.

Физические качества дзюдо.

Физические качества дзюдо:

Выносливость - двигательные качества - дзюдо - начальная подготовка - психическое состояние - тренировочные занятия - физические качества - юношеский спорт - прямое преднамеренное внушение

Разработать методики прямого преднамеренного внушения, способствующие совершенствованию процесса воспитания физических качеств на основе оценки психического состояния, проявления и динамики физических качеств дзюдоистов груп

Литература

    Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. М., 1982.

    Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броском в спортивной борьбе/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985.

    Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1982.

    Алиханов И.И. Частные методики обучения сложным приемам/Спортивна борьба. – М.: ФиС, 1979.

    Алексеенко Ю.Г. «Коронный прием»/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975.

    Астахов А.М. Новое в методике обучения технике борьбы/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1976.

    Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983.

    Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. – Омск, 1978.

    Дементьев В.Л. Роль стандартных положений в формировании комбинационной борьбы лежа в дзюдо и самбо/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1986.

    Дементьев В.Л., Малков О.Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах/Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10.

    Калмыков С.В. Вопросы подготовки юных борцов 8 – 10 лет / Спортивная борьба. М.: ФиС, 1975.

    Каплин В.Н. Итоги подготовки и выступления дзюдоистов Росси в Чемпионате Европы 1997 года. – М.: РГАФК, 1997.

    Коблев Я.К., Письменский И.А., Черминт К.Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990.

    Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Черминт К.Д. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: 1979.

    Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н.,Невзоров В.М., Дутов В.С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.

    Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н. Борьба дзюдо. Майкоп, 1985.

    Коблев Я.К., Черминт К.Д., Письменский И.А., Волков Е.В. Базовая техника дзюдо в стойке. – Майкоп, 1995.

    Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов/Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982.

    Колупов Ю.И., Рудницкий В.И. Особенности подготовки молодых борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1980.

    Маркиянов О.А. Система соревнований и техническое мастерство борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1978.

    Малков О.Б., Дементьев В.М. Обучение тренеров по самбо технологии моделирования конфликтного взаимодействия/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: РГАФК, 1998.

    Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1977.

    Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М.:, ГЦОЛИФК, 1972.

    Моргунов Ю.Д., Харламов В.И., Юсупов Х.М. Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975.

    Набатникова М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1961.

    Новиков А.А., Смоляр С.Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.

Биография

Юношество и Образование

Кано родился 28 октября в 1860 году в городе Микаге (яп. 御影村, в настоящее время Хигасинада-ку, Кобе (англ.)), недалеко от Киото. В 1871 году, когда Кано было 10 лет, умерла его мать и его семья переехала в Токио. У Кано были способности к изучению языков, и в возрасте 15 лет он начал посещать школу иностранных языков в Токио. В 1877 году Кано поступил в Токийский университет, где изучал философию и политические науки.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься джиу-джитсу (дзюдзюцу). Джиу-джитсу в то время в Японии было распространённым видом единоборства, но после реставрации Мэйдзи переживало не лучшие времена. Впоследствии в основу техник дзюдо легли элементы борьбы из джиу-джитсу.

Сначала Кано обратился с просьбой обучить его дзюдзюцу к Рюси Катагири. Но первое серьёзное обучение он прошёл у Хатиносукэ Фукуды, в додзё которого обучался стилю Тэндзин синъё-рю. В дальнейшем Кано продолжил обучение у Масамото Исо, а с 1881 года стал изучать стиль Кито-рю под руководством мастера Цутэноси Инкубо.
[править]
Дзюдо Кодокан и создание дзюдо

При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать джиу-джицу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у своих учеников. Опасные техники, ведущие к травмам, Кано исключал из программы, стараясь создать новый, эффективный вид борьбы.

В 1881 году Кано закончил Университет и вскоре поступил на должность учителя литературы в школу для детей из привилегированных семей. В феврале 1882 года Кано открыл своё додзё; эта дата считается датой основания Кодокан дзюдо. В самом начале у Кано было девять учеников и зал размером на 12 татами.

Новое искусство дзюдо стало распространяться лишь тогда, когда ученики Кано в 1885-1888 годах во время турниров, проводимых под эгидой Полицейского управления Токио, сумели неоднократно победить в соревнованиях с представителями различных школ дзюдзюцу. В связи с такими успехами школа дзюдо стала распространяться по Японии довольно быстро. В 1907 году дзюдо, наряду с кэндо, ввели в программу общеобразовательных средних школ,, а затем оно постепенно получило распространение в полиции и армии.

Кано вкладывал много смысла в дисциплину и был очень строг. С другой стороны, его ученики не должны были платить за своё обучение и откупались рисом и чаем. Он даже предоставлял своим ученикам одежду для тренировок, которую сам сшивал.

В 1891 году он женился на Сумако.

В 1909 году Дзигоро Кано как руководитель самой влиятельной японской спортивной организации был избран членом Международного олимпийского комитета.

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1938 году, 4 мая, Кано умер от воспаления лёгких в возрасте 77 лет, во время путешествия домой из Европы в Японию.Кано́ Дзи́горо (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро 28 октября 1860, Микаге, Япония-4 мая 1938?) - мастер боевых искусств, создатель дзюдо, основатель школы Кодокан.

Примечания

1 2 Горбылёв А.М. Очерк истории дзюдо. Начало пути // Додзё. Воинские искусства Японии. Научно-популярный методический сборник. Выпуск 6. - М.: ООО «Будо-спорт», 2001. - С. 7-15. - 64 с.
Горбылёв А.М. Очерк истории дзюдо. «Смертельная битва» с дзю-дзюцу // Додзё. Воинские искусства Японии. Научно-популярный методический сборник. Выпуск 7. - М.: ООО «Будо-спорт», 2001. - С. 5-14. - 64 с.
С. А. Косоротов, А. Д. Арабаджиев. Каноны дзюдо. - М.: Издательский дом «Будо-Спорт», 2007. - С. 20. - 128 с. - ISBN 5-901826-12-4
Горбылёв А.М. Очерк истории дзюдо. От национального признания к олимпийскому виду спорта (рус.) // Додзё. Воинские искусства Японии: Научно-популярный методический сборник. - ООО «Будо-спорт», 2001. - В. 8. - С. 5-13.
Г. Пархомович. Основы классического дзюдо. - «Урал-Пресс», 1993. - 302 с. - ISBN 5-86610-037-1

Дзюдо

ДЗЮДО́ неизм.; ср. Борьба вольного стиля, возникшая на основе отбора и модернизации приёмов джиу-джитсу и ставшая особым видом спортивной борьбы. Приёмы д.

дзюдо́

(от япон. дзю - мягкость, до - путь), вид спортивной борьбы, возник в Японии в конце XIX в., модернизированное джиу-джицу , превращённое в спорт. Наряду с приёмами борьбы разрешены и другие, например болевые. В Международной федерации (IJF; основана в 1956) около 160 стран (1997). Чемпионаты мира с 1956, Европы с 1951, в программе Олимпийских игр с 1964.

ДЗЮДО

ДЗЮДО́ (яп. judo. от ju - благородный, нежный и do - путь), вид спортивной борьбы, основанной на приемах джиу-джитсу. (см. ДЖИУ-ДЖИТСУ (джиу-джицу)) Возник в Японии в конце 19 в. Наряду с приемами борьбы разрешены болевые (только на руки) и удушающие приемы. Спортсмены в кимоно (см. КИМОНО) (длинная куртка с поясом и свободные брюки) борются на специальных матах - татами (см. ТАТАМИ) . Для достижения победы в стойке атакующий борец должен выполнить бросок соперника на татами на спину (болевой или удушающий прием либо удержание в течение 30 сек). Технические действия борцов оцениваются следующим образом: чистая победа - «иппон» (10:0), «вазари» (7:0), «юко» (5:0), «кока» (3:0).
В 1956 была основана Международная федерация (IJF); в которую входит 187 стран (2002). Чемпионаты мира проводятся с 1956, Европы - с 1951, в программе Олимпийских игр с 1964 (кроме 1968). На Олимпийских играх в Барселоне (1992) соревнования по дзюдо впервые проводились среди женщин.
История возникновения
Дзюдо возникло на основе джиу-джитсу, приемы которой перекочевали в Японию из Китая. Основателем дзюдо является выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано (1860-1938). В 1882 он основал свою школу дзюдо «Кодокан», ставшую впоследствии крупнейшим в мире центром подготовки специалистов по борьбе дзюдо. Признанными лидерами современного дзюдо являются японские дзюдоисты. Олимпийский дебют дзюдо принес им три золотые медали, но в абсолютном первенстве победил А. Гесинк (Нидерланды). Его победа стала самой большой сенсацией. Впоследствии конкуренцию Японии составили такие страны, как СССР, Корея, Канада, Великобритания.
Развитие дзюдо в России
Развитие российского дзюдо тесно связано с именем В. С. Ощепкова (1892-1937), который прошел обучение в японском институте «Кодокан-дзюдо». Вернувшись в Россию в 1914, открыл свою школу. Но по-настоящему дзюдо стало развиваться только в послевоенные годы.
В 1962 СССР стал членом Европейского союза дзюдо и Международной федерации. В 1964 на Олимпиаде в Токио успешно дебютировали советские дзюдоисты, завоевавшие четыре бронзовые медали. В 1972 была основана Всесоюзная федерация дзюдо. Этот вид спорта стал быстро завоевывать популярность. Первую золотую медаль в состязаниях дзюдоистов завоевал советский спортсмен Ш. Чочишвили на Играх XX Олимпиады в Мюнхене (1972). Золотые олимпийские медали также завоевывали С. Новиков, В. Невзоров, Н. Солодухин, Ш. Хабарели, Д. Хахалешвили. На Олимпийских играх в Сиднее (2000) российская сборная также выступила довольно успешно: одна серебряная медаль (Л. Брулетова) и две бронзовые (Ю. Степкин и Т. Тменов). На Олимпиаде в Афинах (2004) дзюдоисты России завоевали две серебряных (В. Макаров и Т. Тменов) и три бронзовые награды (Д. Носов, Х. Таов и Т. Донгузашвили).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "дзюдо" в других словарях:

    Дзюдо … Орфографический словарь-справочник

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, искусстве рукопашного боя, который относят к наиболее древним видам японской борьбы, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Основатель дзюдо – выдающийся японский общественный деятель и педагог, профессор Дзигоро Кано, родившийся 28 октября 1860г. в г.Микагэ на Японских островах.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзю-дзюцу. В короткие сроки он сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу школ Тэндзин Синъё Рю (относительно новый стиль дзю-дзюцу того периода, основное внимание в котором уделялось атэми – поражению анатомически слабых точек и технике захвата) и Кито Рю (во времена Кано основное направление школы – нагэ-вадза, техники броска).

При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать дзю-дзюцу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у занимающихся. Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие и исключив опасные для жизни приемы, он создал дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь» или «путь мягкости») – боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия.

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзю-дзюцу, но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «Путь» (до) самосовершенствования, а не «Технику» (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзю-дзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи (конец 19 века) многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещенного человека. По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».

Отправной точкой дзюдо считается 1882 год. В это время Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в токийском буддийском храме Эйсёдзи. Это и был всемирно известный ныне Институт Кодокан (в переводе с японского «Дом изучения Пути»), который тогда разместился в четырех помещениях, самое большое из которых (4 на 6 м) отвели под додзё (в переводе с японского «Место где ищут путь»; места для тренировок, соревнований, аттестаций).

Основав Кодокан, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

В январе 1883 года Кодокан покидает храм Эйсёдзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Новый зал не мог вместить все татами, поэтому Кано делает рядом с оградой небольшую пристройку, больше напоминающую сарай, который, хотя и был просторным, от холода и сырости не спасал.

В 1883 году Кано вводит разрядную систему. Первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для мастеров (дан).

В том же году Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита.

В тот же день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, стали первыми учениками, удостоенными ранга сёдан (японское название первого дана).

В 1886 году Кано переехал в Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов. Здесь, впервые, ученики с уровнем дан начали носить черные пояса как знак своего статуса. Стоит отметить, что мастерам Кодокан, достигшим этого уровня, вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной, они целиком и полностью основаны на теории акупрессуры – лечении и профилактики заболеваний через давление на определённые точки тела.

С разрешения Министерства просвещения Японии в 1886 году был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзюцу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда, что ДЗЮДО - лучший вид единоборств! В результате дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях.

К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнований.

Добившись долгожданного, но главное, официального признания у себя на родине, Дзигоро Кано приступил к осуществлению следующего грандиозного замысла - о дзюдо должен был услышать мир. Стремление "подарить" дзюдо всему миру подтолкнуло Кано развернуть свою деятельность в Европе. В 1889 году он лично открывает первую школу во Франции. Позднее дзюдо добирается до Великобритании и других Европейских государств.

В 1906 году Кодокан вновь расширяется, на сей раз, он переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом становится дзюдоги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым разным образцам).

Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо (современное фехтовальное искусство), в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и, в конце концов, добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр. Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства.

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо, он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих, то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».

Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. Но в 1948 году запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводит к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, её президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошёл первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера Ганкока как о системе защиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе. Начало развитию дзюдо в СССР положил Василий Сергеевич Ощепков, детство и юность которого прошли в Японии. Он был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

После возвращения в Россию он активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914г., 1917-1925г.), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года). В 1937 году В.С.Ощепков был репрессирован по грязному доносу своих приближенных, объявлен «врагом народа» и казнен. После этого дзюдо многие годы, как «чуждый нашим идеалам» вид единоборства, пребывало в забвении. При жизни Ощепков очень много сделал для популяризации дзюдо. Занимаясь в основном практическим дзюдо, он имел много теоретических разработок, но все рукописи в день ареста исчезли. После его смерти, ученики и соратники, страстные пропагандисты дзюдо, были вынуждены, используя свои знания о дзюдо, создать другой вид борьбы.

Could not load widget with the id 10.

В процессе «перелицовывания» дзюдо были изменены правила, форма одежды, а самое главное, исчез дух дзюдо. С введением в технику дзюдо всевозможных приемов из разных видов борьбыродилась другая, вольная борьба, а затем и самбо. Интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. Они успешно проявили себя на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11-12 мая 1962 года, затем в 1963 году на предолимпийском турнире в Японии. А на Олимпиаде 1964 года в Токио наши спортсмены завоевали 4 бронзовые награды. Это был большой успех советских атлетов, любящих и умеющих бороться. Первую золотую медаль советские дзюдоисты завоевали на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене (олимпийским чемпионом стал уроженец города Гори Шота Чочишвили). Впоследствии победителями Олимпийских игр становились наши дзюдоисты Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР, преобразованная после 1990 года в Федерацию дзюдо России. В настоящее время Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо. На сегодняшний день членами Международной федерации дзюдо, являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. К сожалению, создатель дзюдо не дожил до того времени, когда его детище превратилось в поистине массовый вид спорта, популярный во всем мире среди детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему.