Основные сведения содержащиеся в декларации на товары. Электронное декларирование товаров. Центр электронного декларирования

Заполняем и подаем таможенную декларацию

Основы таможенного оформления для тех, кто планирует поставки из Китая, но не знает, как подступиться к вопросам растаможки.

Итак, вы осмелились самостоятельно подать таможенную декларацию и самолично участвовать в таинстве таможенного оформления товара.
Сразу предупреждаем, что любой специалист по таможенному оформлению или сотрудник организации – таможенного представителя (брокера) вряд ли окажет вам помощь в этом серьезном вопросе. Причина тут совершенно банальная – таможенное оформление (а заполнение и подача декларации относится именно к нему) является широко распространенной коммерческой услугой, на предоставлении которой зарабатывают на свой хлеб с маслом довольно много граждан нашей необъятной Родины. Естественно никто не будет вам безвозмездно (то есть даром) рассказывать профессиональные секреты. Как и любой узкий специалист, представитель таможенного брокера сделает все возможное, чтобы окутать сферу своей деятельности непроницаемым туманом и обязательно будет упоминать о неких далеко идущих его связях в высших таможенных сферах. Относиться к таким рассказам можно и нужно с изрядной долей скепсиса. В реальности же таможенное оформление гораздо проще, чем квантовая физика или какое-нибудь финно-угроведение. Существуют даже дистанционные курсы обучения специалистов по таможенному оформлению с получением вполне действительного удостоверения.

Декларация на товары. Это основной документ, вокруг которого, как вокруг Солнца крутятся все остальные документы, которые вам придется принести на таможенный пост.

Сразу отметим, что при первой подаче декларации на товары вам необходимо будет пройти своеобразный обряд инициации, дабы таможенники занесли вас в священный список «участников внешнеэкономической деятельности». Не бойтесь, здесь нет никакой черной магии, процесс инициации состоит в подаче расширенного пакета документов, прилагающегося к первой декларации на товары. Список этих документов определен частью 5, ст. 208 Федерального закона «О таможенном регулировании». Список этот не очень большой и представляет собой стандартный набор документов, который практически всегда имеет при себе руководитель юридического лица или частный предприниматель: учредительные документы, свидетельство о регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Если вы являетесь директором ООО - не забудьте представить копию приказа о назначении директора и копию своего паспорта.

Уже несколько лет с самой вершины власти у нас в стране заявлено о переходе на электронное взаимодействие между государственными органами. Более того, факт регистрации юридического лица на территории РФ давно уже можно совершенно бесплатно проверить в Интернете. Однако, вышеперечисленные документы все еще подаются в таможню в бумажном виде. Причиной тому является то, что в реальности две основных фискальных службы страны – налоговая и таможня (которая каждая выдает на-гора по половине государственного бюджета) до сих пор не могут толком соединить свои базы. В результате возникают совершенно феерические случаи, когда на одном отдаленном таможенном посту пару лет таможенное оформление ввозимых товаров производило некое ООО, которое было уже давно и бесповоротно ликвидировано налоговой службой. Соответственно, после таможенного оформления товары просто растворялись «в воздусях». Но сейчас такой финт, пожалуй, уже не пройдет.

При ввозе товаров для коммерческого использования обязательному таможенному декларированию по полной форме подлежат товарные партии стоимостью, превышающей 1000 евро. Если стоимость ваших товаров не достигла этой суммы, вы можете воспользоваться упрощенным порядком, который определен специальным Решением комиссии Таможенного союза. Упрощенный порядок не распространяется на подакцизные товары, товары, ввозимые или вывозимые по лицензиям или квотам, на товары, освобожденные от таможенных пошлин, на валюту, ценные бумаги и драгметаллы.

Сразу оговоримся, что само по себе количество подаваемых деклараций на товары никак не зависит от количества товаров и даже от количества транспортных средств, которыми ваши товары будут доставлены. Если вы вздумаете привезти немногим чуть больше миллиарда свадебных платьев, поместившихся всего лишь в миллион контейнеров, то вы вполне сможете их оформить по одной декларации. Единственное условие – чтобы в одной декларации присутствовало не более 99 товарных позиций, то есть не более 99 кодов ТН ВЭД на уровне 10 знаков и все платья следовали от одного отправителя и одного продавца одному получателю и одному покупателю.

И наоборот, если вы договорились с соседкой по магазину привезти одновременно в одном контейнере свадебные платья для своего прилавка и бижутерию для её – то вы можете подать две декларации на товары на один контейнер, то есть привезти классический сборный груз. Хотя отметим, что в случае, если вы покупали товар у одного продавца, вам будет проще оформить одну декларацию на оба товара, а затем уже продать товар соседке на внутреннем, национальном рынке.

Кроме того, в «пакете документов к декларации на товары» в случае ввоза свадебных платьев контейнером, доставленным по железной дороге вы должны в обязательном порядке представить следующие бумаги:

Копию внешнеэкономической сделки (договора, контракта), в котором ясно видно, что зарубежное ROGA&KOPYTA LTD продает вашему ООО «Все замуж!» партию свадебных платьев. Соответственно, в пакете должны присутствовать инвойс (в котором конкретно расписано, что продается 400 свадебных платьев из шелка ценой 50,00 долларов США за штуку и 200 свадебных платьев из хлопка ценой 40,00 долларов США за штуку) на условиях поставки Инкотермс-2010 «CPT Забайкальск» и упаковочный лист, в котором написано, что шелковые платья упакованы в 20 картонных коробок, а хлопковые – 10 коробок, а все вместе это лежит в контейнере с номером CKUL1234567.

Транспортные документы, например копию железнодорожной накладной, в которой написано, что славные Российские железные дороги обязуются доставить контейнер CKUL1234567 из Пекина через Забайкальск и далее в родной Саратов.

Если оформляемые вами товары попадают под определенные запреты и ограничения – то добавляем документы, подтверждающие эти запреты и ограничения. Поскольку мы собираемся с вами ввозить предметы одежды, то они должны пройти процедуру получения «декларации о соответствии Таможенного союза», в ходе которой будет установлено, что коварные китайцы не пропитали платья для российских невест хитрыми ядами. Процедура получения такой декларации о соответствии может проводиться в любой уполномоченной организации. Список таковых довольно обширен и они легко находятся по поисковым запросам в интернете. В итоге вы получите на руки документ, который и приложите к декларации на товары.

Платежный документ, свидетельствующий о перечислении таможенных платежей и сборов. При таможенном оформлении платьев вы должны заплатить: таможенный сбор – фиксированную сумму за таможенное оформление, таможенную пошлину – которая в основном вычисляется, исходя из таможенной стоимости товара и НДС, который вычисляется уже от суммы таможенной стоимости и таможенных пошлин.

Не все пошлины одинаковы. Существуют страны, при ввозе товаров из которых применяются льготные пошлины (например, страны СНГ). В этом случае в пакете документов необходимо предоставить и сертификат о происхождении товара. Обычно он оформляется продавцом в торгово-промышленной палате страны отправления.

Если вы покупали товар по предоплате – то приложите копию платежного документа, свидетельствующего об оплате товара. В том случае, если отдельно оплачивалась транспортировка до границы Таможенного союза и отдельно – по территории Таможенного союза – приложите и эти платежные документы, счета и копии договоров. Эти бумаги необходимы для вычисления таможенной стоимости, о методах ее вычисления мы поговорим позднее.

Если ваш товар размещен к этому времени на складе временного хранения – то не забудьте добавить к пакету документ, свидетельствующий о размещении товара на СВХ, а если до этого товары перемещались по процедуре таможенного транзита – получите у перевозчика и приложите транзитную декларацию.

Если ваш продавец направил вам копию экспортной декларации – приложите и ее. Она будет лучшим подтверждением таможенной стоимости.

Общий, исчерпывающий перечень документов, необходимых при таможенном декларировании определен в ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Закон оставляет за декларантом право предоставить в таможню недостающие документы уже после подачи декларации на товары, но до выпуска товаров. В ряде случаем, некоторые документы, например декларацию о соответствии можно представить и после выпуска товаров. Для того, чтобы провернуть такой финт, нужно обратиться на таможенный пост с соответствующим мотивированным заявлениям.

У российских импортеров есть еще целых полтора месяца, чтобы успеть подать декларацию в бумажном виде. С Нового 2014 года все бумажные документы превратятся в электронные, которые будут заверяться электронно-цифровой подписью. Но и после повсеместного внедрения электронного декларирования у таможни остается право требовать у вас предоставления оригиналов документов. Так что не стоит на радостях выбрасывать листы с синими печатями.

В дальнейшем при подаче следующих деклараций на товары вы сможете просто ссылаться на документы, предоставленные ранее, впрочем, отправить в таможню электронную копию контракта или декларации о соответствии вам не составит никакого труда.

Учтите, что мало кто в таможне знает китайский язык, так что озаботьтесь переводом иностранных документов на великий и могучий. В теории можно предоставить и контракт, состоящий из загадочных иероглифов, но таможенник имеет полной право посмотреть на эту абракадабру с недоумением и потребовать предоставления перед его очами документа на кириллице.

Таможенному декларированию подлежат товары (ст. 183, 184, 247, 391 ТК):

  • перемещаемые через таможенную границу ;
  • при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);

· являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

· являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

· являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;

· незаконно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Декларирование производится путём подачи заявления в установленной форме, где сообщаются точные сведения о товаре и транспортных средствах, об их таможенной процедуре. Транспортные средства декларируются одновременно с товарами. При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится на бланке таможенной декларации ТД-6 и заполняется при перемещении товаров через таможенную границу физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Кроме письменной формы декларирования ранее использовалась устная форма декларирования, которая применялась в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами. Помимо устной формы декларирования физическими лицами также используется конклюдентная форма (от лат. con cludere- заключать, т.е. действие, свидетельствующее о намерениях лица). Она применяется при использовании «зеленого» коридора, выбор которого предполагает, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.



Сроки подачи декларации не могут превышать 15 дней с даты представления товара и транспортных средств таможенному органу. Въезжающие на таможенную территорию Таможенного союза декларируются не позднее 2х часов после пересечения таможенной территории ТС.

При декларировании товаров декларант обязан:

  • произвести декларирование товаров в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным кодексом;
  • по требованию таможенного органа предъявить декларированные товары и транспортные средства;
  • уплатить таможенные платежи ;

· оказать таможенным органам содействие в производстве таможенного оформления. На таможне устанавливаются сроки для предоставления недостающих документов и сведений. Документы могут быть составлены на иностранных языках, которыми владеет таможня. Изменения, дополнения или изъятие товара может производиться только до начала досмотра товаров и транспортных средств. При перемещении постоянно одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары и транспортные средства, перемещаемые через границу России в течение определённого времени.

Процедура подачи таможенной декларации

При поступлении таможенной декларации в таможенный орган должностное лицо обязано в течение двух часов принять решение о регистрации либо об отказе в её регистрации. Под таможенной декларацией понимается весь представленный декларантом пакет документов (сама ДТ, декларация таможенной стоимости и опись документов). Каждой поданной таможенной декларации в автоматическом режиме присваивается индивидуальный порядковый номер вне зависимости от дальнейшего решения о её регистрации. Должностным лицом таможенного органа в обязательном порядке должно быть вынесено решение по каждой поданной таможенной декларации в отношении её дальнейшего статуса, который влияет на его последующие действия. Ведь если таможенная декларация не будет зарегистрирована таможенным органом, то она будет считаться для таможенных целей неподанной. Перед принятием решения о регистрации таможенной декларации должностному лицу необходимо проверить отсутствие причин отказа в этом (п. 4 ст. 190 ТК ТС). При выявлении нарушений установленных требований таможенным органом принимается решение об отказе в регистрации таможенной декларации. При этом декларанту в письменном виде направляется мотивированный отказ в регистрации.

В случае отсутствии причин отказа, принимается решение о регистрации таможенной декларации, в результате чего ей присваивается регистрационный номер. После приёма и регистрации следует этап документального контроля.

На основе представленных документов Системой управления рисков выявляются возможные риски, в результате чего принимаются меры по их предотвращению или минимизации рисков. Среди таких мер, к примеру, предоставление оригиналов документов таможенному органу, а также достаточно распространённое проведение таможенного досмотра . На этом этапе также производится контроль соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров, контроль наличия признаков нарушения прав интеллектуальной собственности, валютный контроль, контроль правильности определения структуры и величины таможенной стоимости товаров, а также правильность определения видов и исчисления сумм подлежащих уплате таможенных платежей.

После проведения документального контроля должностному лицу таможенного органа необходимо принять решение о выпуске товаров либо об отказе в таком выпуске. Выпуск товаров осуществляется при соблюдении условий, закреплённых таможенным законодательством Таможенного союза . По общему правилу выпуск товаров должен быть завершён не позднее одного рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации.

Электронное декларирование товаров - это заявление, подаваемое декларантом, с использованием особой формы, с описанием точных сведений о товарах, которые передвигаются через таможенную границу Российской федерации, в которой избирается соответствующая таможенная операция. Подача декларации осуществляется с использованием особых программных средств, а также сети интернет.

Концепция

Электронное товаров закреплено законодательно. Уже начиная с 1 января 2014 года необходимо осуществлять электронную подачу. Основные положения можно увидеть в Кодексе Таможенного союза. А также особое внимание нужно уделить стратегии развития до 2020 года. Одно из положений стратегии посвящено полному переходу на способ, в котором должна присутствовать система электронного декларирования товаров, а также транспортных средств. К 2020 году процент подачи таких деклараций должен составлять 100%.

Большое "но"...

Однако стоит отметить, что прийти к 100% подаче документов в электронной форме будет трудно и, вероятно, даже невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что бывают случаи, когда декларант обязан подать дополнительные сведения о грузе.

Первое, на что нужно обратить внимание — это деятельность, связанная с государственной тайной. Такие товары, исходя из выбора декларанта, могут декларироваться в письменной форме.

Следующие - почтовые пересылки, особые категории отправлений от иностранных лиц, например, от дипломатических представителей иностранных государств.

Интересно то, что товары военного назначения относят к отдельной категории товаров, для них также предусмотрена возможность письменного декларирования. Причины такого решения правительства Российской Федерации не понятны. Судя по всему, это сделано из соображений безопасности.

Простота

Электронное декларирование налогов, как следствие декларирования грузов, имеет особые преимущества перед бумажной версией. В первую очередь нужно отметить, что согласно той же стратегии развития срок оформления должен быть уменьшен до 20 часов. Но реализация таких возможностей с письменным носителем информации невозможна. Система электронного декларирования товаров решает эту проблему: время принятия сократилось во много раз. Среднее время составляет всего два часа.

Следующее - это осуществление указанных процедур в декларации в автоматическом режиме. Это значит, что после принятия нет необходимости ходить в другой отдел и ждать, когда вашему документу присвоят статус "Одобрено", и вам разрешат выполнить заявленную процедуру.

Если затронута тема времени, то нужно отметить, что количество часов, которое занимает электронное декларирование, а именно оформление и проверка инспектором, не менее важны. Ранее эта цифра составляла два рабочих дня. С тех пор как электронная форма декларирования товаров вступила в силу, срок уменьшился до 3-х часов. Маневренность и скорость обработки данных позволяет проверять формы деклараций автоматически.

Не менее важным является и то, что проходит в автоматическом режиме. То есть у таможенной службы нет необходимости проводить одну из форм контроля, поскольку программные средства делают это за них. Например, программа проверяет соответствие заполненных граф с дополнительными документами. Или проверяет правильность исчисления таможенной стоимости. Полный перечень всех форм контроля в данном случае закрыт.

И конечно, нужно упомянуть о расстоянии. Иногда случается так, что явиться на таможенный пост для подачи декларации невозможно в связи с отдалённостью или иными причинами. Для таких случаев предусмотрен приём электронной формы на любом таможенном посту. Согласитесь, удобнее, не отрываясь от подать форму, чем мчаться в таможенный пункт, а потом ещё стоять в очереди.

Долгий путь

Любое электронное декларирование товаров проходит несколько этапов перед тем, как осуществится выпуск груза на основании зарегистрированной и принятой декларации.

Вначале, конечно же, необходимо заполнить декларацию, используя специальную программу. Поскольку каждая графа содержит свою особую классификацию, то для заполнения понадобится инструкция. Её можно найти на правовых сайтах. Полное содержание с последними изменениями по заполнению находится в решении Комиссии Таможенного Союза № 257, которое было принято 20 мая 2010 года.

Следующий этап — формализация необходимых документов. Этот этап подразумевает сбор пакета бумаг, который необходим для подачи декларации. Важно помнить, что их список будет меняться в зависимости от выбранной таможенной процедуры. Например, если происходит импорт или экспорт ввозимой партии, то обязательно прикладываются сведения, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки. Помимо основных, могут потребоваться документы, подтверждающие стоимость товара. К таким, например, можно отнести сведения, подтверждающие происхождение груза. Это связано с тем, что стоимость напрямую зависит от страны производства партии товара.

Затем собранные пакеты с информацией необходимо обработать и зарегистрировать. Для этого нужно использовать специальный портал.

Выпуск

Следующая процедура проходит в ручном режиме. Она направлена на поиск ошибок, которые программа не в состоянии выявить. На этой стадии таможенный инспектор проверяет содержание полученных документов. Поскольку они отправляются на таможенный пост, то и проверка осуществляется по месту принятия.

После, если выполнены все условия декларирования, а именно соблюдение запретов и ограничений, уплата сборов и налогов и иные критерии, происходит выпуск товара.

Сегодняшний день

На сегодняшний день доля грузов, которые были выпущены, используя электронное таможенное декларирование товаров, составляет 99,81% от всего объёма поданных деклараций. Оставшиеся 0,19% - это товары с особыми, законодательно закреплёнными правами, которые были описаны ранее в статье.

Если углубляться в точные цифры, то с начала 2015 года по 30 апреля этого же года было оформлено 1 133 390 деклараций. Из них 2 182 были зарегистрированы с использованием письменного декларирования.

После того как электронное декларирование стало обязательной составляющей при передвижении товаров через государственную границу Российской федерации, формируется отчёт о количестве принятых деклараций. Информация на постоянной основе публикуется на сайтах таможен и ФТС России.

История

Самая первая электронная форма декларирования товаров в Российской Федерации была выпущена ещё в 2002 году. Тогда использовалась технология "ЭД-1". Смысл этой технологии заключался в том, что для передачи данных использовался специальный канал связи. Естественно, такой способ подразумевал большие финансовые затраты. Это было связанно не столько с затратами на сам канал связи, сколько с объёмами электронных деклараций: они были незначительны.

После того как "ЭД-1" показала свою эффективность, но с некоторыми изъянами, была создана технология "ЭД-2". Эти внедрения подразумевали использование вместо специального канала связи интернет-соединение. Это стало толчком для внедрения метода в массовый оборот.

Центр электронного декларирования

2012 год для Федеральной Таможенной службы России знаменателен тем, что появилась возможность подавать декларации не выходя из дома через интернет с использованием специализированного портала. Нужно отметить, что проект создавался на основе современных технологий и предоставлял возможность избавиться от специального программного обеспечения участникам внешнеэкономической деятельности. А значит теперь подача деклараций стала возможна и для всех остальных заинтересованных лиц. Это стало предпосылкой перехода на обязательное электронное таможенное декларирование товаров.

В связи с этим возникла необходимость создания центра электронного декларирования. Такие структуры подразумевали собой таможенные посты, в которых таможенная процедура проходила только в электронной форме. Это значит, что выпуск товара происходил в удалённом режиме.

На сегодняшний день существует 26 центров электронного декларирования товаров. Они расположены во всех федеральных округах. По статистике видно, что более чем 90% всех зарегистрированных деклараций приходится именно на эти ЦЭД.

Плюсы и минусы

Безусловно, важным преимуществом названных центров является то, что подача декларации может осуществляться из любого региона. В случае, если есть какие-то вопросы, всегда происходит связь между инспектором, который проверяет документацию, и декларантом или его представителем. Также не менее важным преимуществом можно считать то, что центры предоставляют возможность подтверждения поступления товара.

Как говорилось раньше, преимущество ЭД в том, что срок выпуска товара сокращается. При электронном декларировании срок выпуска занимает от 3 часов. Таможенное оформление также упрощается за счёт того, что все архивные данные, включая поставки, хранятся на сервере таможни.

Конечно, существуют и минусы при работе с ЦЭД. Например, с чем часто сталкиваются участники ВЭД - несогласование стоимости. Также формализация документов. Поскольку предоставление декларации осуществляется в электронном виде, то формализация остаётся неизменной. И, пожалуй, самый главный минус - это то, что таможни не всегда сотрудничают с центрами. Связано это в первую очередь с тем, что платежи от деклараций поступают не через таможенные посты. А это значит, что общий показатель таможни будет меньше. Этот фактор приводит к тому, что общее время оформления продлевается.

Перспективы

После того как с 1 января 2015 года завершился переход с бумажной версии на электронную, следует подумать о том, как справляться с нагрузкой, которая поступает на таможни. Конечно, в тех регионах, где внешнеэкономическая деятельность проходит не так бурно, как, например, в Москве, проблем не будет. Однако загруженным секторам придётся перераспределять весь поток данных. В перспективе распределение будет осуществляться по регионам ЦЭД. Этот шаг будет необходим для того, чтобы наладить взаимоотношения со странами - членами Всемирной торговой организации. Нужно помнить, что центры электронного декларирования создавались в первую очередь для того, чтобы облегчить и упростить взаимоотношения между агентами внешнеэкономической деятельности.